Возвращенные имена
главнаяновостиархиво проектеЧАсто задаваемые ВОпросыо разработчиках

Отчет по мониторингу и экспертизе состояния работы над Книгами памяти жертв политических репрессий в Российской Федерации, Украине и Казахстане.

Полную версию Отчета (июль 2002) см. тут (pdf, 500Kb): Часть1, часть2, обложка

В рамках проекта "Возвращенные имена" Рабочая группа поставила задачу создания информационной сети. Для выявления ее потенциальных участников началось изучение состояния текущей работы над электронными базами данных и Книгами памяти в пределах России, Украины и Казахстана. Благодаря поддержке Фонда Форда (грант №1005-0263-1) был проведен мониторинг в период с марта по сентябрь 2001 г.

В планируемые сроки с работой справились следующие региональные центры: Н.Тагил, Санкт-Петербург, Красноярск, Одесса; значительно позже предоставили свою информацию Москва, Алматы, Томск. Наиболее добросовестно и информативно составлены отчеты первых пяти центров, удовлетворительно - последних двух.

Планировалось провести мониторинг в 112 субъектах бывшего СССР: 89 в Российской Федерации, 17 в Казахстане, 6 в южном регионе Украины. В результате проведенной работы охвачено 130 субъектов: 89 в РФ, 15 в Казахстане, 25 в Украине, дополнительно поступили данные по Белоруссии. Информация собрана в результате командировок на места: в России - в 40 субъектах федерации, опрошены по телефону 35 субъектов, собрано анкет организаций-участников - 30; в Казахстане, соответственно - 10 и 5, собрано анкет - 1; в Украине - 8 командировок и 6 анкет. Остались не охвачены мониторингом 2 области в Казахстане.

В результате мониторинга выявлена следующая информация. В России Книги памяти изданы в 53 субъектах из 89. В них содержится примерно 795000 справок о репрессированных. В Казахстане вышли и выйдут в ближайшее время Книги памяти в 14 субъектах из 17. В них содержатся сведения примерно на 38000 репрессированных. В Украине книги серии "Реабилитированные историей" издаются и готовятся к изданию во всех 24 областях и автономной Республике Крым. Опубликованы сведения более чем о 70000 репрессированных.

Кроме того, списки репрессированных на электронных и бумажных носителях в РФ содержат данные примерно о 554000 чел. В 36 субъектах России списки есть в электронном виде; в 17 субъектах созданы электронные базы данных (ЭБД) с использованием различных СУБД; 21 субъект представлен на си-ди диске Международного "Мемориала"; в 7 субъектах списки выставлены в Интернет. В Казахстане списки в электронном виде есть в 4 субъектах, оформлена 1 ЭБД, на си-ди "Мемориала" сведения из 2 субъектов. Всего в списках сведения на 71105 чел. В Украине основной массив данных собран в виде стандартных учетных карточек (неопубликованная часть материалов составляет около 830000 персоналий). В электронном виде эти данные есть в 16 областях более чем на 165000 человек, в том числе оформлены 7 ЭБД на 102377 человек.

В Книгах памяти и списках, в основном, собрана информация о репрессированных по ст.58, на втором месте (более 285000 по РФ) депортированные народы, малая часть сведений о раскулаченных, только еще начинает собираться информация о трудмобилизованных советских немцах (около 35000 чел.).

Всего в пределах России опубликована и собрана информация (в КП и списках) примерно о 1349000 репрессированных, в Украине о 900000 чел., в Казахстане - 109000, в Белоруссии в ЭБД - 74000 чел. (СУБД "Клипер").

В России Книги памяти не изданы (но работа, чаще всего, ведется) в 29 субъектах: Костромской, Вологодской, Калининградской, Тамбовской, Воронежской, Волгоградской, Рязанской, Саратовской, Новосибирской, Камчатской, Челябинской, Курганской, Пермской областях, Красноярском, Краснодарском и Приморском краях, республиках Чувашия, Тыва, Якутия, Бурятия, Еврейской АО и 8 автономных округах; нет сведений о работе над Книгами памяти в 7 субъектах: Адыгее, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии, Чечне, Брянской, Пензенской областях.

В результате проделанной работы участники мониторинга сделали определенные обобщения.

Уральский регион (Н.Тагил)

  • Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий действуют во всех субъектах Уральского региона (кроме Курганской области), так как без их участия не может быть решен ни один вопрос, связанный с государственными компенсациями жертвам репрессий. Действуют, как правило, на общественных началах.
  • Не все Комиссии собирают сведения о репрессированных и занимаются подготовкой к изданию Книг памяти, хотя органы ФСБ и прокуратуры, как правило, готовы передавать им списки реабилитированных.
  • Все Книги памяти изданы по распоряжению исполнительной власти. Исключение составляет Книга памяти, вышедшая в Н.Тагиле в 1999 г. Книги памяти вышли в: Свердловской области - Екатеринбург (3 тома), Н.Тагил (2 тома); Пермской области - Пермь (2 тома, без персоналий); Оренбургской области - Оренбург (1 том); Республике Башкортостан - Уфа (2 тома); Республике Удмуртия - Ижевск (1 том); Кировской области - Киров (3 тома); Тюменской области - Тюмень (2 тома). Исключение составляют Челябинская область, где Книга памяти к изданию не готовится (хотя списки реабилитированных есть в ФСБ и в КВПРЖПР, а также у лидера "Мемориала" Мироновой) и Курганская область, где Книга готовится специалистами бывшего партархива, но распоряжения исполнительной власти по ее изданию пока нет).
  • Основные издательские расходы по Книгам памяти оплачены из бюджетов исполнительной власти на местах. Часто подготовительная работа по книгам выполняется на добровольных началах или за счет средств общественных организаций, иногда благотворительных фондов.
  • В создании местных Книг памяти, как правило, принимают участие: представители общественных организаций (в пяти случаях - Ассоциаций жертв политических репрессий, в двух - Мемориалов), сотрудники ФСБ (которые преимущественно готовят списки реабилитированных), прокуратуры, отделов реабилитации ИЦ УВД, отделов по делам архивов и самих архивов, главы Комиссий по ВПРЖПР, ученые. Практически везде издание книг зависит от настойчивости членов общественных организаций (АЖПР в Екатеринбурге, Ижевске, Уфе, Кирове, Тюмени; Мемориалов в Оренбурге, Нижнем Тагиле, Перми), скорее даже одного подвижника.
  • Органы госбезопасности, прокуратуры и, очень редко, внутренних дел оказывают содействие в работе по подготовке списков реабилитированных. Во всех областных управлениях ФСБ есть фонды прекращенных дел, на основании которых они готовят списки для реабилитации в прокуратуру. Затем эти списки публикуются в местной периодической печати (до сер. 1990-х годов), передаются в КВПРЖПР, иногда общественным организациям. Вопреки указу президента Б.Н.Ельцина почти повсеместно фонды прекращенных дел не переданы на хранение в обычные государственные архивы. Так сделано только в Свердловской и Пермской областях, где созданы специализированные архивы, в Челябинской области этот фонд передан в Объединенный гос. архив области, в Курганской области - в Архив общественно-политической документации. В остальных случаях фонды остались в архивах ФСБ и формально готовятся к передаче в Центры документации новейшей истории (бывшие партархивы). Архивы ФСБ иногда допускают к работе с этими фондами ученых и представителей общественных организаций. В ФСБ списки реабилитированных чаще всего представлены в электронном виде, иногда на бумажных носителях. СУБД, как правило, устаревшие. Только в одном случае сохраняется практика публикации списков в периодической печати и по каналу телевидения (Оренбург).
  • Изучением темы репрессий в каждом регионе занимаются отдельные исследователи, научные учреждения, общественные организации, музеи, архивы. Наиболее плодотворно эта работа ведется в Пермской и Свердловской областях, во многом благодаря наличию специализированных архивов, доступных всем исследователям.

 

Что нужно для активизации работы над Книгами памяти в конкретных областях Уральского региона

1. Свердловская область.

Работа над областной Книгой памяти будет завершена благодаря усилиям исполнительной власти к 2008 г., но только по 58 статье. Необходимо углубление работы, повышение ее качества и расширение за счет новых категорий репрессированных: трудмобилизованных, советских военнопленных, раскулаченных-спецпереселенцев и т.п. Необходимо внедрение методики СЛП, описания источников и самой идеи ЕЭБД. Работу целесообразно сконцентрировать в государственных и муниципальных архивах, доверив ее профессионалам. Рекомендуется предоставление грантов двум организациям: Уральскому государственному архиву административных органов г. Екатеринбурга и Муниципальному архиву социально-правовых документов г. Н.Тагила

2. Челябинская область.

Необходимо инициировать работу любыми средствами - государственными решениями сверху, предоставлением гранта Объединенному государственному архиву Челябинской области. Для начала следует начать обработку и создание ЭБД по категории "трудмобилизованные немцы", картотека на которых хранится в ОГАЧО (около 40 тыс. учетных карточек). Договоренность с архивом и архивным управлением Челябинской области имеется.

3. Курганская область.

Сейчас нужно решить проблему с финансированием подготовленного к изданию 1 тома. Следует работать с Архивом общественно-политической документации.

4. Пермская область.

Благодаря усилиям "Мемориала" и решениям исполнительной власти здесь за работу над Книгой памяти можно быть спокойными. Однако необходимо профинансировать текущие расходы по подготовительной работе, т.к. местных бюджетных средств явно не хватает. Кроме того, возможно расширение работы с 58 статьи на другие категории, в первую очередь "трудмобилизованных немцев".

5. Кировская область.

Здесь ведется планомерная работа над созданием Книги памяти. Кроме нее издана книга на основе лагерного архива (Вятлаг). Составлен проспект книги по трудмобилизованным немцам. Возможно финанисирование работы по созданию КП "Советских немцев". Необходимо внедрение методики СЛП.

6. Тюменская область.

Кроме изданного мартиролога планируется создание КП по разным категориям репрессированных. Есть сведения, что идет разработка структуры ЭБД по заказу управления по делам архивов. Необходимо внедрение СЛП с опережением местного варианта ЭБД.

7. Республика Удмуртия.

Обработка материалов по 58 статье практически завершена, издана Книга памяти, необходимо расширение работы за счет новых категорий репрессированных. Нужно установить сотрудничество с Ассоциацией жертв политических репрессий, которая инициирует деятельность по изданию КП и внедрить СЛП.

8. Республика Башкирия.

Есть государственная программа издания книг памяти и возведения памятных знаков. Инициатор - АЖПР. Охвачена только 58 статья. Пока существует недоверие к программе "ВИ". Нужно преодолеть недоверие, убедить в необходимости создания ЭБД на основе СЛП.

Московский региональный центр

  • В подавляющем большинстве из 37 регионов Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (КВПРЖПР) хотя бы формально существуют (исключение - Смоленск, Чечня, Дагестан)
  • Работа над Книгами памяти ведется почти повсеместно. Не ведется в Адыгее, Брянске, Карачаево-Черкесии. Ведется только общественностью в Краснодаре, Воронеже и Волгограде, нет информации пока что из Пензы, Дагестана, Ингушетии и Чечни.
  • КВПРЖПР во многих регионах не участвуют непосредственно в подготовке Книг памяти, а занимаются преимущественно социальными вопросами.
  • В ряде регионов нет необходимости материальной поддержки, поскольку госструктуры и так ведут работу, но желательно распространить повсеместно "стандартное локальное приложение" (СЛП) - на что все согласны.
  • На первом этапе в качестве организаций, которые могли бы участвовать в конкурсе, следует рассматривать Калужскую Ассоциацию, Ассоциацию (она же "Мемориал") в Кабардино-Балкарии, Смоленский педуниверситет, Тульский Мемориал, Воронежский Мемориал, возможно одну из саратовских организаций (ассоциацию или Мемориал) и какую-то из Калмыкии.
  • В качестве участников проекта хотелось бы видеть прокуратуры Ульяновска и Мордовии, архив Карачаево-Черкесии, Ассоциацию жертв репрессий (АЖПР) из Ставрополья, КВПРЖПР Владимирской области, редакцию книги памяти из Татарстана.

Западносибирский регион (Томск)

  • Наиболее последовательно над подготовкой Книг памяти работают, причем с участием ведомств, ученых, общественности, КВПРЖПР Алтайского края, Омской области, республики Алтай. В Кемеровской области после 1996 г. работа замедлилась. В Томске поддержка больше моральная, нужен результат. Худшая ситуация в Новосибирске.
  • Во всех областях региона главная опора в будущей работе - государственные архивные учреждения и вузовская молодежь
  • Основная работа в регионе ведется по выявлению, вводу информации, подготовке и изданию Книг памяти о репрессированных по ст.58 УК РСФСР. Поэтому темпы работы медленные, поскольку все замыкается на ФСБ. Исключение - Алтай, где архивно-следственные дела переданы на государственное хранение. Другое исключение - Томск, где пять томов Книги памяти увидели свет во многом благодаря настойчивости и целеустремленности В.Н.Уйманова. В других областях среди работников управлений КГБ-ФСБ такого энтузиаста, к сожалению, не нашлось.
  • В Томске, Новосибирске объединенными усилиями областных государственных архивов и Мемориалов в этом году, на мой взгляд, достаточно активно создается БД о спецпереселенцах - раскулаченных крестьянах и представителях депортированных народов. Это самая многочисленная категория репрессированных в нашем регионе. Уверен, что к этой работе присоединятся кемеровчане и алтайцы. Тем самым обозначилось очень важное направление общерегиональной работы.
  • Проект "мемориальский", поэтому он, считаю, должен преследовать также цель оживления, а в некоторых областях - возрождения мемориальских организаций, причем с опорой на молодых. Так, в Кемерово уже образовалась инициативная группа из преподавателей и студентов КемГУ, которая, надеюсь, станет основой возрожденного кемеровского Мемориала. Есть подобные перспективы в других местах. В связи с этим важно создать региональное электронное издание "Мемориал" для публикации не только БД, но и других материалов, адресованных различным группам населения. Опыт такой работы у нас есть, затраты минимальные.
  • Четыре организации - Архивное управление Администрации Томской области, Государственный архив Томской области; Институт истории Сибирского отделения РАН; Управление архивного дела Администрации Алтайского края. Отдел спецдокументации; кафедра новейшей отечественной истории КемГУ - готовы стать организациями- участниками проекта, предоставляя опубликованные и неопубликованные данные для размещения в сети Интернет и продолжая начатую работу. Причем первые две организации работают в тесном сотрудничестве с областными обществами Мемориал. Комитет по информационно-национальной политике и связям с общественностью Правительства республики Алтай и редколлегия Книги памяти в Омской области выразили готовность к сотрудничеству, но требуется дальнейшее согласование механизма такого сотрудничества.

 

Восточная Сибирь и Дальний Восток (Красноярск)

В большинстве регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока рабочие группы, на которые можно опираться в дальнейшем, созданы и активно действуют. Они плохо финансируются, плохо оснащены технически и недостаточно подготовлены с точки зрения информационных технологий, но это - решаемые проблемы. Понимание целей и задач ЕЭБД имеется, хотя по старинке упор делается на бумажные носители. Энтузиазма у групп хоть отбавляй. Поддержка со стороны власти, как правило, есть, хотя выделение ресурсов для рабочих групп проходит с трудностями.

Одним словом, "если проект начнется завтра", нам есть на кого опереться. Более того, именно сейчас удобный момент это сделать, поскольку источники открыты, группы работают, компьютеризация только началась, - а значит, внедрение единой структуры базы данных пройдет с минимальными трудностями.

Надо отметить, что не все группы готовы сотрудничать с нами до принятия государственного решения.

Группы, работающие над Книгами памяти, очень разнородны - от общественных организаций до государственных учреждений. Например, в Улан-Удэ наиболее готово к работе над проектом региональное управление ФСБ, которое полностью готовит Книги памяти, включая создание базы данных. В Чите работу ведет госархив, в Иркутске - управление соцзащиты. В этой ситуации необходимо продумать вопросы финансирования и собственности. Одно дело, когда грант дается общественной организации, занимающейся целиком этой тематикой, и совсем другое, - когда деньги выделяются государственной организации.

Оптимальный вариант, на наш взгляд, реализован во Владивостоке: там рабочая группа по Книге памяти существует как отдельное юридическое лицо, со своим счетом, а остальные заинтересованные организации инкорпорируют туда своих членов. Думаю, в каждом городе имеет смысл идти именно таким путем. Это позволит решить большинство юридических и финансовых проблем. Что касается оргтехники, она, как мне кажется, должна выделяться в распоряжение группы на время выполнения договора о поставке данных.

Северо-Западный регион (Санкт - Петербург)

Из 12 субъектов региона в 3-х не ведется работа по созданию Книг памяти. Занимаются КП самые разные общественные и государственные образования: 1 библиотека с редакцией "Ленинградского мартиролога", 1 Общество реабилитированных, КВПРЖПР, 1 республиканский фонд, 1 Общественно-методический центр по подготовке КП, 2 Мемориала, 1 Общество защиты прав жертв политических репрессий, 2 ВУЗа, 1 архив.

В 7 субъектах информация по репрессированным представлена в электронном виде, в 6 созданы ЭБД, в основном с СУБД Access. В 4 субъектах электронные базы данных вошли в си-ди диск Международного Мемориала, 1 БД выставлена в Интернет.

Автор мониторинга по этому региону А.Я.Разумов считает наиболее удачной организацию работы над Книгами памяти в Ярославле, Пскове, Сыктывкаре. По его мнению, всем участникам проекта "Возвращенные имена" следует изучать опыт Коми республиканской программы "Покаяние", где деятельность по увековечению памяти о репрессиях сосредоточена в Благотворительном общественном фонде жертв политических репрессий.

Казахстан (Алматы)

По результатам мониторинга следует отметить, что, в основном, работа по оказанию помощи в реабилитации и сбору информации осуществлялась и координировалась КДИПО "Адилет" (и его филиалами). По его инициативе активизировалась эта деятельность и на правительственном уровне. Выпуск отдельных книг связан с мероприятиями, проводимыми в год межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий. Выпуск Книг памяти, изданных в последние два года, был осуществлен после встречи членов Правления общества "Адилет" с президентом РК Н.Назарбаевым.

Все филиалы "Адилета" готовы сотрудничать с российскими и украинскими коллегами. Координирующую функцию они предлагали осуществлять через Республиканское общество "Адилет", в связи с чем и была подготовлена анкета участника проекта от имени КДИПО.

Уровень информатизации и компьютеризации в областных центрах крайне низкий. В основном работа ведется с карточками и альбомными списками. В период подготовки Книг памяти в отдельных областях подготовлены электронные версии списков расстрелянных по политическим мотивам. Базы данных отсутствуют, возможности обнародования для широкого круга населения сведений о репрессированных нет.

Возможность работы в единой и локальной БД, выход в Интернет и подключение к проекту "Возвращенные имена" повсеместно вызвали большой интерес (и на уровне администраций, и в архивах, и в филиалах "Адилета").

В Республиканском обществе "Адилет" маломощный компьютер, используемый в основном при составлении и редактировании документации, нет возможности работы в Интернет и с электронной почтой, поэтому создаваемая ЭБД размещена в Институте истории АН РК.

Главным аргументом для участия в ЕЭБД у всех без исключения участников переговоров выступала возможность пополнения оргтехникой, так как информация о репрессированных на местах имеется в значительном объеме.

Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий в Казахстане прекратила свою работу, однако, одним из обнадеживающих факторов в создании Книг памяти в республике являются решения принимаемые на государственном уровне. В 2000 г. руководителем Администрации президента РК Калмурзаевым С.С. и зав. Общественно-политическим отделом Ертысбаевым Е. был принят План мероприятий на 2001-2002 гг. по реализации предложений, одобренных Президентом РК Н. Назарбаевым на встрече с представителями КДИПО "Адилет", в котором одним из пунктов было намечено издание "Книг скорби" (расстрельных списков) по Акмолинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кзылординской и Костанайской областям, а также книги воспоминаний жертв репрессий.

Безусловно, договор по мониторингу и экспертизе с координатором по РК С.Жакишевой предоставил возможность обобщения работы по созданию Книг памяти по всему казахстанскому региону, стимулировал выработку стратегии деятельности КДИПО "Адилет" по созданию локальных БД на местах. Сейчас готовится материал для создания собственного сайта общества.

Украина (Одесса)

Процесс изучения истории репрессий советского периода и сбор данных о репрессированных имеет ряд общих черт во всех регионах Украины.

Первоначально, в конце 80-х - начале 90-х годов эта работа велась местными обществами "Мемориал" преимущественно на основании воспоминаний репрессированных и членов их семей. После принятия Закона Украины "О реабилитации жертв незаконных политических репрессий" от 17 апреля 1991 года по инициативе института истории НАН Украины были приняты постановления Президиума Верховного Совета Украины от 6 апреля 1992 года № 2256-XII и Кабинета Министров Украины от 11 сентября 1992 года № 530 "О подготовке и выпуске серии книг "Реабилитированные историей". Возглавил Главную редколлегию научно-документальной серии академик НАН Украины П. Т. Тронько. Для унификации работы по областям были разработаны методические указания по подготовке материалов к изданию и достаточно подробная типовая анкета (учетная карточка) репрессированного.

Для выполнения программы во всех областях Украины были созданы местные исследовательские центры (редакционно-издательские или научно-редакционные группы при областных редколлегиях "Реабилитированные историей", большинство - в статусе самостоятельных юридических лиц). Эти группы возглавляют историки, краеведы, журналисты, писатели. Состав групп - 5-10 человек (в основном профессиональные историки, филологи, политологи, журналисты). Работа финансируется из средств областных бюджетов. Некоторые рабочие группы книг "Реабилитированные историей" объединены с рабочими группами "Книги памяти" (в Украине так называется издание по увековечению памяти советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны) и "Книги скорби" (аналогичное издание о погибших в годы войны мирных гражданах).

Основными источниками исследований являются архивно-следственные дела областных управлений СБУ и МВД, а также фонды областных государственных архивов.

  • Объем собранных материалов в разных областях Украины различен, но по предварительным подсчетам подготовлены анкетные данные более чем о 900000 репрессированных. Они оформлены в виде типовых учетных карточек заполненных преимущественно на украинском языке. Часть из них уже прошла электронную обработку:
  • БД есть в 7 городах: Виннице, Житомире, Одессе, Полтаве, Харькове, Херсоне, Хмельницком (всего - 102377 персоналий);
  • часть собранных материалов набрана в текстовые файлы в 8 городах: Запорожье, Ивано-Франковске, Кировограде, Луганске, Луцке, Николаеве, Тернополе, Черновцах (всего - около 64000 персоналий);
  • в Львовском обществе "Поиск" данные вводятся в таблицы Excel.

За прошедшие 9 лет по программе "Реабилитированные историей" изданы десятки книг: сборники статей, очерков и художественных произведений, воспоминания репрессированных и их детей, сборники документов и архивных материалов, несколько выпусков журнала "Из архивов ВЧК-ГПУ-НКВД-КГБ", издаваемом Главной редколлегией и Службой безопасности Украины (краткая библиография дана в приложении). В некоторых мемуарных и очерковых книгах есть разделы с данными о репрессированных (приблизительно на 1000 человек). Книги, содержащие стандартные справки о репрессированных подготовлены в большинстве редколлегий, но так как Главной редколлегией пока не утвержден серийный шаблон для всех областных изданий, они не публикуются. Исключения - три книги "Повернен_ _мена", изданные в Запорожье (справки приблизительно на 3000 человек), изданный в Ивано-Франковске первый том "Реаб_л_тован_ _стор_єю" (справки на 3545 человек), периодические бюллетени, издаваемые в Николаеве (справки приблизительно на 15000 человек), брошюры Ровенской редакционно-издательской группы (списки приблизительно на 1500 человек), два тома "Одесского Мартиролога" (список на 33012 человек по архивно-следственным делам СБУ и аннотации 609 дел на 1226 человек по фонду Одесского губернского ревтрибунала) и два тома книги "Київ: жертви репрес_й", изданные вне программы "Реабилитированные историей" (краткие справки приблизительно на 12000 человек).

Кроме государственной программы издания научно-документальной серии книг "Реабилитированные историей" в середине 90-х годов была принята Всеукраинская Комплексная программа по увековечению памяти жертв войны и политических репрессий. Основной упор в ней сделан на приведение в порядок мест захоронений и установку памятников, но в новом постановлении Кабинета Министров Украины от 20 декабря 2000 г. о продолжении и интенсификации работ по Комплексной программе одной из многочисленных задач ставится создание Всеукраинского банка данных жертв политических репрессий. Возможная перспектива кооперации по Комплексной программе и программе "Возвращенные имена" - согласование методик архивной работы и образцов программного обеспечения, а также проведение общих обучающих семинаров.

Таким образом, существование программ "Реабилитированные историей", "Книга памяти", "Книга скорби" и Комплексной программы практически освободили областные и городские комиссии по восстановлению прав реабилитированных от необходимости собирать данные о репрессированных. Координаты комиссий указаны в информации по каждой области, переговоры с ними о предоставлении данных о реабилитированных, стоящих на учете, проводятся, но составление общих списков репрессированных и, тем более, подготовка данных к изданию в круг их обязанностей не входит.

Абсолютное большинство изданий по истории репрессий в областях выполняются рабочими группами областных редколлегий "Реабилитированные историей". Их финансирование осуществляется, как правило, за счет областных бюджетов.

Местные органы прокуратуры, Службы безопасности и МВД Украины, по предварительным данным, общие списки жертв политических репрессий не составляют. В некоторых городах в начале 90-х годов списки готовились, но после создания областных редколлегий это стало их прерогативой.

В архивах, научных учреждениях, музеях и библиотеках специально этой работой также не занимаются. В тех областях, где существуют общественные организации или отдельные исследователи, занимающиеся изучением различных аспектов истории репрессий в регионе, информация о них приводится в справке по области.

Сбор и анализ информации об изучении истории репрессий в Украине проводился параллельно по проекту "Возвращенные имена" и по украинской Комплексной программе. Это стало возможным потому, что Одесский академический центр, выполнивший эту работу, является одновременно участником Международного проекта и координатором Комплексной программы. Благодаря этому собраны данные по всем регионам Украины - 24 областям (Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская, Черновицкая области) и Автономной Республике Крым. Во всех областях проведены переговоры об участии в Комплексной программе и в создании ЕЭБД, передан комплект документов, включающий постановления Кабмина Украины, концепции обеих программ, материалы нижне-тагильской конференции и др., собрана информация о ходе работ, заполнена анкета организации-участника. Всюду обе программы (украинская и международная) представлены руководителям областных и городских администраций, проведены переговоры с начальниками областных управлений СБУ, МВД и директорами государственных архивов об оказании содействия местным редколлегиям. В большинстве городов установлена программа ввода информации в БД, проведено первоначальное обучение, и предоставлена инструкция по работе. Программа БД написана на языке FoxBase и после разработки СЛП данные, введенные в эту БД могут быть конвертированы в единый банк данных.

Одним из конкретных результатов этих командировок стало то, что ряд областей начали вводить в БД свои учетные карточки репрессированных и в июне-сентябре привезли первые результаты в Одесский академический центр для проверки, редактирования и формирования общей украинской БД. Однако в связи с отсутствием финансирования эта работа была вынужденно приостановлена.

Общим итогом переговоров с областными редколлегиями стало определение их потенциальной готовности участвовать в создании ЕЭБД. Для этого необходимо:

1. Материально-техническое обеспечение (как минимум, компьютер, принтер, факс-модем и оплата доступа в Интернет).

2. Оплата перевода анкетных данных с украинского языка на русский.

3. Методическое и программное обеспечение работы.

4. Продуманные и четко сформулированные гарантии защиты авторских прав каждой организации, передающей информацию в единую сеть.

Еще одним важным результатом этих поездок стало предварительное определение региональных центров и проведение переговоров с руководителями организаций, потенциально способных стать региональными координаторами. По восточному региону - Харьков (5 областей), по западному - Львов (7 областей), по северному - Киев (5 областей), по южному и центральному - Одесса (7 областей и Крым).

Дополнительно к плану мониторинга была собрана информация по Белоруссии, в результате командировки туда координатора Северо-Западного региона А.Я.Разумова (см.: Сб. докладов "Проблемы создания ЕЭБД жертв политических репрессий в СССР". Н.Тагил, 2001. С.47-51). В основном работа по реабилитации в Республике Беларусь, по мнению властей, завершена. На 1 января 2000 г. в стране было реабилитировано более 200000 чел. Работа по концентрации ЭБД (на данный момент 74 тыс. сведений по персоналиям) репрессированных и переводу ее на новую СУБД Access проводится в Белорусском научно-исследовательском центре электронной документации.

Как следует из результатов проведенного мониторинга, существует несколько моделей организации работы над Книгами памяти. Первая из них представлена общегосударственной или республиканской программой (Украина, республика Коми), включающей в себя не только создание Книг памяти, но и другие действия по увековечению памяти репрессированных.

В России, в силу отсутствия единой государственной программы увековечения памяти о жертвах репрессий существует множество вариантов организации интересующей нас работы. По ходу мониторинга координаторами было рекомендовано для создания информационной сети проекта "Возвращенные имена" 73 потенциальных организации-участника (или партнерских организаций - ПО). Они весьма разнородны по источникам формирования и основной деятельности: 11 архивов, 8 АЖПР, 19 КВПРЖПР, 14 Мемориалов, 1 библиотека, 3 прокуратуры, 2 независимых фонда, 8 ВУЗов, 1 Общественно-методический центр при администрации области, 1 Рабочая группа Книги памяти с юридическим лицом, 1 отдел социальной защиты администрации области, 2 отдела при Правительствах республик, 1 общество защиты прав человека. Таким образом, общественных организаций насчитывается 23, некоммерческих (архивы, библиотеки, фонды, ВУЗы и т.п.) - 23, официальных государственных - 26.

На мой взгляд, оптимальным вариантом организации работы по проекту "Возвращенные имена" было бы инициирование общегосударственной программы в России и международной программы для объединения усилий в пределах территории бывшего СССР. Для того, чтобы объединить усилия энтузиастов этой работы в условиях существования многочисленных общественных и государственных организаций в РФ и обеспечить ее финансирование следует создать независимый благотворительный фонд, учредителями которого станут все виды объединений (это поможет исключить недоверие существующее между многими из них сейчас на основе работы над общим проектом). На очередной встрече Рабочей группы следует тщательно разработать стратегию и тактику создания такого фонда.

По итогам мониторинга рекомендованы кандидатуры (см.: Приложение) 73 партнерских организаций и 14 региональных центров для участия в конкурсах, объявляемых фондом "Точка опоры" в сентябре - октябре, октябре - ноябре 2001 г. и феврале-марте 2002 г.

Сопутствующими задачами в мониторинге были сбор основной библиографии по проблеме репрессий, информации о памятных знаках, возведенных на местах репрессий. Эти сведения можно почерпнуть из приложений к отчетам членов рабочей группы.

Руководитель работы по мониторингу: В.М.Кириллов

 
 
 
 

Stalker TOP