Возвращенные имена
главнаяновостиархиво проектеЧАсто задаваемые ВОпросыо разработчиках

КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА»

(Создание Единого электронного банка данных жертв политических репрессий в СССР)

1. Постановка проблемы

Массовые политические репрессии, совершавшиеся в СССР на протяжении всего периода его становления и существования, - одно из наиболее трагичных явлений ХХ века. Жертвами репрессий стали десятки миллионов советских граждан и граждан других государств. Сохранение памяти о них, восстановление их имен и судеб, - долг ныне живущих поколений.

Решение этой задачи осложняется тем, что между постсоветскими государствами не заключены соглашения об общей программе реабилитации граждан, пострадавших от репрессий, и о создании единой Книги памяти жертв советского тоталитаризма. Государственные программы увековечения памяти репрессированных существуют лишь в нескольких государствах бывшего СССР - Украине, Белоруссии, странах Балтии и двух республиках Российской Федерации - Коми и Татарстане.

Работа по написанию книг памяти ведется стихийно, без использования научной методики и в значительной мере зависит от энтузиазма людей, эмоционально на нее настроенных. Эту деятельность осуществляют общественные организации («Мемориалы», «Ассоциации жертв политических репрессий», «Общества политзаключенных»), официальные структуры (Комиссии по реабилитации при госадминистрациях, Информационные центры УВД и Служб безопасности бывших советских республик), ученые - исследователи, а также сотрудники некоторых архивов, музеев, библиотек. Существуют разные подходы к решению таких ключевых проблем, как:

  • определение понятий «репрессия» и «репрессированный»;
  • соотношение всех репрессированных и лиц, получивших официальную реабилитацию;
  • хронологические рамки репрессий и категории репрессированных;
  • способы взаимодействия государственных, общественных организаций и частных лиц по увековечению памяти о репрессированных;
  • программные средства для создания электронных баз и банков данных и многие другие.

Выпускаемые малыми тиражами Книги памяти малодоступны для читателя, изобилуют многими ошибками и неточностями, нет центра, в котором бы сосредоточивалась вся информация по истории репрессий и о судьбах репрессированных.

Решение большинства из перечисленных проблем возможно в рамках предлагаемого проекта «Возвращенные имена».

Ключевые вопросы:

1. Какие решения уже существуют?

В ряде субъектов Российской Федерации осуществляются программы по увековечению памяти жертв политических репрессий: в республике Коми она выполняется республиканским благотворительным общественным фондом жертв политических репрессий «Покаяние»: в Татарстане редакция «Книги памяти» действует при республиканском Кабинете министров.

В Украине по решению Верховной Рады создана Главная редколлегия научно-документальной серии книг «Реабилитированные историей» и 25 областных редколлегий. Работа осуществляется под руководством Института истории Национальной Академии наук Украины.

В Белоруссии распоряжением Совета Министров в структуре Главархива создан научно-информационный центр по делам репрессированных граждан, координирующий работу по компьютеризации данных о реабилитированных.

Во многих странах бывшего СССР осуществляются государственные программы по изданию Книг памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны. В РФ эта работа выполняется фондом «Народная память» на Поклонной горе. В банк данных этой программы внесены сведения по 19800000 персоналиям. Опыт этой деятельности следует учесть при разработке программы «Возвращенные имена».

2. Чем отличается то, что можно сделать, от того, что делается сейчас?

Главное отличие состоит в разработке единой методики сбора и компьютерной обработки данных о репрессированных, общей координации работ, создании ЕЭБД, размещении его в Интернете и свободном доступе к этой информации для любого пользователя.

2. Цель и задачи проекта «Возвращенные имена»

Работа по созданию Единого электронного банка данных репрессированных является частью решения более общей задачи - изучения советской репрессивной системы, закономерностей ее функционирования, процесса реабилитации и увековечения памяти о жертвах репрессий.

Главная цель этой работы - предоставление всеобщего открытого доступа к систематизированной информации по истории репрессий.

Конкретные составляющие этой цели:

  • мемориальная - увековечение памяти обо всех репрессированных;
  • научно-исследовательская - анализ истории репрессий в контексте изучения феномена тоталитарного государства;
  • общественно-просветительская - содействие формированию объективной оценки прошлого в общественном сознании и становлению гражданского общества и правового государства.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие основные задачи:

  • разработать единую методику описания источников и перевода информации в электронный вид;
  • организовать работу региональных и местных центров по сбору и проверке информации обо всех фактах репрессий;
  • вводить эту информацию в локальные и региональные электронные базы данных;
  • разработать программу единой СУБД, конвертирующей региональные базы данных;
  • поместить ЕЭБД в Интернете и обеспечить свободный доступ к нему всех желающих;
  • осуществлять постоянную корректировку и дополнение ЕЭБД и текущий статистический анализ имеющейся информации;
  • инициировать принятие государственных и межгосударственной программ по изучению истории репрессий в СССР.

Перспективной задачей проекта является создание межгосударственной структуры по формированию ЕЭБД в пределах постсоветского пространства при активном участии академических институтов, научно-исследовательских и общественных организаций. Предполагается создание информационного центра, в котором будут аккумулированы материалы по истории репрессий и базы данных о жертвах репрессий 1917 - 1980-х гг. Вся эта информация станет доступной через территориально распределенную систему региональных серверов компьютерного банка данных в Интернете.

Ключевые вопросы:

1. В чем заключается основная задача?

Сегодня уже есть богатый опыт создания электронных банков данных, разработано много программных средств по выполнению этой работы, есть специалисты в области информационных технологий, существуют общественные и государственные организации, занимающиеся изданием Книг памяти. Задача состоит в объединении усилий людей и организаций на определенных идеологических и организационных основах.

2. Что может помешать реализации конкретной цели?

Медленность осуществления проекта, высокая стоимость информации для пользователей, неполнота информации, низкая степень ее объективности, сложность доступа для большинства граждан бывшего СССР к Интернету и другим современным технологиям получения информации, а также различие политических и идеологических позиций людей, занимающихся этой работой, их нежелание участвовать в проекте, отсутствие взаимодействия на межгосударственном уровне.

Одним из главных препятствий является отсутствие государственной поддержки этой работы в большинстве постсоветских государств, а также сложность доступа к материалам официальных источников информации.

3. Что необходимо сделать для реализации цели?

Необходимо добиться государственной поддержки проекта, решить финансовые проблемы за счет спонсорской помощи и включения проекта (в качестве программы) в бюджетное государственное финансирование. Доступ к Интернету возможен в уже существующих центрах связи (телеграфы, почтамты, университеты, научные центры и т. п.). За счет средств программы можно создать информационные терминалы в крупных регионах. Информационный центр ЕЭБД может заключить систему договоров с различными организациями, имеющими современные средства связи, в которых будет заложено бесплатное или умеренное по цене пользование их услугами для репрессированных и их родственников, а также для студентов и школьников.

4. Что делать, если препятствия осуществлению цели окажутся непреодолимы?

В случае отсутствия государственной поддержки и закрытости ведомственных архивов возможно сужение задач до правильной организации информации в той модели взаимодействия государственных и общественных организаций, которая уже сложилась, и создание методического центра.

3. Пользователи

Основными категориями пользователей ЕЭБД будут:

  1. Репрессированные и их родственники.
  2. Ученые - исследователи.
  3. Преподаватели и учащиеся учебных заведений, сотрудники культурно-просветитель­ных учреждений.
  4. Служащие государственных организаций.
  5. Члены общественных объединений.

Каждая группа пользователей обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при разработке проекта.

Первая группа.

А. Ожидания (что ждет данная категория пользователей от проекта). Надеются бесплатно и быстро, в удобном и доступном месте получить точную информацию о конкретном человеке, ставшем жертвой репрессий, об источниках этой информации и узнать о социальных льготах, на которые они могут рассчитывать.

Б. Цели и приоритеты (что является наиболее важным для данной категории пользователей). Сведение воедино всей информации о репрессированных, создание информационных центров, где каждый пользователь может получить такую информацию по телефону, письменно (по специально разработанной форме) или через Интернет.

В. Требования (какие требования предъявляются к проекту данной категорией пользователей). Бесплатность, быстрота, доступность, точность информации.

Г. Ограничения (время, деньги, техника, технологии). Бывшие ре­прес­си­ро­ван­ные и родственники, интересующиеся их судьбой, как правило, люди пожилого возраста, малосостоятельные и живущие в разных странах. Лишь у немногих есть современные средства связи, большинство не владеет современными технологиями, облегчающими получение информации. Почтовая переписка или телефонная связь требуют дополнительного финансирования и времени.

Д. Опасности (что снижает заинтересованность данной категории пользователей). Сложность доступа к информации и медленное осуществление проекта снижает количество пользователей.

Вторая группа.

А. Ожидания. Ждут быстрого получения точной и качественной информации по всей истории репрессий, а не только по персоналиям. Особенно интересует источник информации и объективность полученных сведений.

Б. Цели и приоритеты. Перевод в электронный вид, в первую очередь, информации об источниках по теме репрессий, во-вторых, о различных справочных материалах, литературе, в-третьих, самого текста источников, а уже затем данных о персоналиях.

В. Требования. Дешевизна, быстрота, доступность, точность, проверяемость информации.

Г. Ограничения связаны со временем, деньгами, иногда отсутствием доступа к Интернету, неумением пользоваться ПК.

Д. Опасности. Не готовы на большие денежные затраты, теряют интерес при сомнении в объективности информации и трудности ее получения.

Третья группа.

Специфика заключается в использовании информации в образовательных и культурных целях. В связи с этим интересуют в первую очередь наиболее яркие, эмоционально окрашенные факты из истории репрессий, которые можно использовать в образовательных и воспитательных целях.

Четвертая группа.

Специфика заключается, в основном, в требовании строгой официальности получаемой информации, в связи с необходимостью предпринимать конкретные действия по реабилитации жертв репрессий, начислению им компенсации и определению социальных льгот.

Пятая группа.

Специфика заключается в интересе к полному объему информации о репрессиях, а не только официально выданной. Возможны запросы по разным категориям репрессированных, выборки данных по разным национальностям, профессиям, социальным группам. Особый интерес представляют правовые акты и юридические нормы защиты прав человека, за решение дела которого не берется государство.

4. Концепция реализации проекта «Возвращенные имена»

Работа по созданию Единого электронного банка репрессированных должна осуществляться в несколько этапов. Первый - подготовительный, этап сбора информации обо всех организациях и частных лицах, изучающих историю репрессий в СССР; разработки единой методики описания источников и необходимых компьютерных программ; создания первых региональных центров; объединения их баз данных и размещение этой информации в Интернете (ориентировочно 2000-2002 гг.). Второй - этап расширения круга региональных центров; распространения общей методики и программного обеспечения; содействия разработке государственных и межгосударственной программ по истории репрессий (ориентировочно 2003-2004 гг.). На третьем этапе станет возможным непосредственное создание Единого электронного банка данных жертв политических репрессий. Эта работа должна быть спланирована в бюджете постсоветских государств.

Схема кооперации и управления деятельностью по проекту «Возвращенные имена»

  • Конференция организаций-участников проекта - учредительный орган (собирается 1 раз в три года).
  • Временная рабочая группа, избранная конференцией (в дальнейшем, возможно, Координационный центр) -исполнительный орган, собирающийся 1 раз в квартал.
  • Координатор проекта (постоянно действующий орган) -
    проблемная научно-исследовательская лаборатория «Исторической информатики» при историческом факультете Нижнетагильского государственного педагогического института - НИЦ «Мемориала» г. Н. Тагила (в дальнейшем возможно создание некоммерческого фонда «Возвращенные имена»).

Научные и методические центры, сотрудничающие с РГ:

  • Москва - Фонд «Народная память»; 
  • Москва - НИПЦ «Мемориал»; 
  • Москва - Росархив. 
  • Планируется провести переговоры с Институтами истории Национальных Академий наук Украины, Белоруссии, Казахстана, стран Балтии и других постсоветских государств, для заключения договоров по проекту.

Технические центры, сотрудничающие с РГ:

  • Екатеринбург - Региональный центр новых информационных технологий УГТУ; 
  • Красноярск - ЗАО «MaxSoft»; 
  • Москва - Ассоциация «История и компьютер». 
  • Возможно заключение договоров по проекту с различными организациями на территории бывшего СССР.

Региональные центры, руководимые РГ.

Постоянно действующие рабочие органы, занимающиеся методическим, техническим обеспечением и координацией работ в регионе.

 

Организации-участники, руководимые региональными центрами. Постоянно действующие рабочие органы по сбору и компьютерной обработке данных о репрессиях.

 

Перечень региональных центров, формирующихся на первом этапе работы под руководством членов РГ:

1. Центр Европейской части Российской Федерации - Москва (НИЦ «Мемориал»), координатор Я. З. Рачинский.

2. Северо-Запад РФ, республика Карелия - Санкт-Петербург (Российская национальная библиотека), координатор А. Я. Разумов.

3. Урал (РФ) - Н.Тагил (проблемная лаборатория «Исторической информатики» при НТГПИ), координатор В. М. Кириллов.

4. Восточная Сибирь (РФ) - Красноярск («Мемориал»), координатор В. И. Хвостенко.

5. Западная Сибирь (РФ) - Томск («Мемориал»), координатор Б. П. Тренин

6. Южный регион Украины - Одесса (Одесский Академический центр МАН), координатор Л. В. Ковальчук.

7. Казахстан - Алма-Аты (Национальная академия наук), координатор С. А. Жакишева.

 

На первом этапе выполнения проекта уже создана неофициальная структура, управляющая его осуществлением, во главе с Рабочей группой, избранной конференцией «Проблемы создания Единого электронного банка данных жертв политических репрессий в пределах СССР», состоявшейся 18-21 мая 2000 г. в г. Нижний Тагил. Роль постоянно действующего координатора работы по проекту (наряду с решением задач регионального центра) поручена проблемной научно-исследовательской лаборатории «Исторической информатики» при историческом факультете НТГПИ - НИЦ «Мемориала» Н. Тагила. В ее составе работают квалифицированные специалисты в области междисциплинарных технологий, ими отработаны методики создания исторических электронных баз и банков данных. Лаборатория имеет научные связи с международной ассоциацией «История и компьютер», Региональным центром новых информационных технологий УГТУ Екатеринбурга, российскими и украинскими «Мемориалами», областными и иными государственными архивами.

Методическим центром проекта на третьей встрече Рабочей группы (Москва, 18-19 ноября 2000 г.) решено сделать НИПЦ Международного и Российского «Мемориала».

Координатор проекта должен в течение нескольких месяцев 2001 г. организовать деятельность региональных координаторов по мониторингу и экспертизе текущей работы по созданию Книг памяти в регионах, стимулировать разработку единой системы управления базами данных на местах (локальной СУБД). Параллельно Методический центр организует работу по написанию методических пособий по следующим комплексам источников информации (связанных с основными видами репрессий): лишение избирательных прав; антисоветская, контрреволюционная деятельность; депортации и спецпереселение; советские военнопленные (проверочно-фильтрационные дела).

Региональные координаторы проводят мониторинг и экспертизу проводимой на местах работы по созданию Книг памяти. В результате экспертной оценки результатов деятельности региональных координаторов по мониторингу происходит их отбор на роль координаторов региональных центров. Уже в этом статусе они вовлекают в работу по проекту организации-участники в рамках своей территории на основе договоров, стимулирующих их работу. Возможно проведение специального конкурсного отбора организаций-участников под контролем Рабочей группы.

Главными задачами региональных центров станут:

  • установление стабильных связей с официальными структурами, занимающимися реабилитацией и изданием Книг памяти, а также научно-исследовательскими, культурно-просветительскими и общественными организациями, изучающими историю репрессий;
  • вовлечение в работу по проекту организаций-участников в рамках своего региона на основе договоров, стимулирующих их работу;
  • распространение единой методики описания источников;
  • распространение единого программного обеспечения;
  • объединение уже существующих локальных баз данных для включения их в единую структуру и размещения в Интернете.

Перед координаторами региональных центров стоят следующие задачи:

  • Составить перечень основных источников данных о репрессиях по региону: список центральных и областных архивов, с указанием фондов, подлежащих описанию; перечень внеархивных источников.
  • Установить контакты со всеми группами, работающими в регионе и согласовать программу действий по созданию ЕЭБД.
  • Определить степень обработки информации в каждой региональной группе: в каких архивах ведется работа, сколько составлено карточек, есть ли компьютерная база данных, на каком языке она написана, какой массив информации введен и т.п.
  • Выяснить материально-техническое обеспечение работ в каждой области и соответствие его необходимому уровню.
  • Выяснить взаимоотношения каждой группы с административными органами соответствующего уровня и предложить формы сотрудничества.
  • Выяснить возможности сотрудничества с НИИ и вузами и возможность включения нашей тематики в планы их научных исследований.
  • По мере решения Рабочей группой вопросов материально-технического и программного обеспечения, организовать установку и отладку оргтехники в каждой группе, и подключение к Интернету.
  • В дальнейшем: собирать обработанную информацию по общей схеме, сортировать и передавать координатору для включения в ЕЭБД.

Главный акцент в финансировании первого этапа предполагается сделать на спонсорскую и благотворительную помощь фондов, организаций, частных лиц, поддержку администраций городов и регионов. Основные затраты, вероятно, следует связывать с созданием узлов связи региональных баз данных с сервером удаленного доступа в Интернет, а также с помощью организациям-участникам, уже проделавшим работу по заполнению баз данных, с целью стимулировать их к продолжению работы и передаче готовых баз данных в общий банк данных.

В интересах проекта желательно организовать конкурс проектов по созданию региональных баз данных. Это могут быть мини-гранты. В результате можно снабдить оборудованием и активизировать работу местных групп.

На втором этапе следует значительно расширить круг региональных центров и распространить среди них общую методику и программное обеспечение. Необходимо также содействовать разработке государственных и межгосударственной программ по истории репрессий и инициировать возникновение государственных и межгосударственных структур по созданию ЕЭБД. Подготовительную работу к этому нужно, конечно, провести уже на первом этапе. Она будет заключаться в организации разработки законопроектов (в виде указов президентов, постановлений парламентов и правительств) по увековечению памяти жертв репрессий.

На этом этапе следует расширить ЕЭБД за счет включения в него информации из новых регионов. Акцент в финансировании данной работы следует перенести на государственный бюджет, при сохраняющейся поддержке благотворительных фондов.

На третьем этапе станет возможным непосредственное создание ЕЭБД жертв политических репрессий бывшего СССР.

Ключевые вопросы по концепции:

1. Какие задачи необходимо решить в первую очередь?

Наладить постоянную деятельность Рабочей группы. Разработать методику описания источников, сбора информации и перевода ее в электронный вид. Организовать работу нескольких региональных центров. Получить спонсорские средства для осуществления первого этапа проекта.

2. Каковы следующие тактические задачи?

Объединить несколько региональных баз данных, позволяющих продемонстрировать их взаимодополняемость, и поместить этот материал в Интернете.

Заключить договоры о сотрудничестве с организациями, где выполняется конкретная работа по созданию Книг памяти, передать им единую методику и оказать материально-техническую поддержку.

3. Каковы основные стратегические задачи первого этапа проекта?

Подготовить проекты документов и провести предварительные переговоры для дальнейшего инициирования государственных и межгосударственной программ по изучению истории репрессий.

5. Критерии успеха проекта «Возвращенные имена»

 

Успех проекта будет определяться следующими факторами:

  • Объединение усилий научных, общественных и государственных организаций на базе государственных и межгосударственной программ.
  • Доступность всех источников информации по истории репрессий для сотрудников программы «Возвращенные имена».
  • Создание на всей территории бывшего СССР региональных центров, координирующих работу местных центров и объединяющих локальные базы данных.
  • Создание единой стандартной базы данных и вариантов локальных баз для регионов.
  • Переход к единой СУБД, предполагающей конвертируемость баз данных, сделанных на старых СУБД.
  • Разработка глобальной информационно-поисковой системы с максимальной автоматизацией ввода и использования информации.
  • Создание информационного и методического центра, формирующего ЕЭБД, размещающего его в Интернете и предоставляющего информацию пользователям.
  • Создание информационных и методических центров во всех постсоветских государствах, формирующих банки данных по истории репрессий, совершавшихся на их территории, и предоставляющих информацию пользователям.
  • Создание единого электронного архива по истории репрессий в СССР.
  • Бесплатное, быстрое, удобное получение информации пользователями. Объективность, точность, вариативность, проверяемость, с необходимым подтверждением официального статуса, информации, получаемой пользователями как обычным способом, так и через Интернет.

 

Ключевые вопросы:

1. Как мы будем судить об успехе системы?

Главным критерием успеха будет доступность полной информации по персоналиям репрессированных в пределах постсоветского пространства и за его границами для любой категории пользователей.

2. Что поможет добиться успеха?

Принятие согласованных государственных и межгосударственной программ по реабилитации жертв политических репрессий в СССР и увековечению памяти о них.

Концепция разработана В. М. Кирилловым и Л. В. Ковальчук.

(Данный текст является итогом предварительных дискуссий по созданию проекта «Возвращенные имена». В дальнейшем предполагается сделать его более полным. Концепция технической реализации проекта будет разрабатываться параллельно).


Вспомогательные материалы

  1. Сборник докладов конференции "Проблемы создания Единого Электронного Банка данных жертв политических репрессий в СССР" (335килобайт, ZIP).

 
 
 
 

Stalker TOP