Возвращенные имена
Ј« ў­ п­®ў®бвЁ аеЁў® Їа®ҐЄвҐ—Ђбв® § ¤ ў Ґ¬лҐ ‚ЋЇа®бл® а §а Ў®взЁЄ е

назад   |   содержание   |   вперед

 

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ
ПО ПРОЕКТУ «ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА»

Структура проекта апробирована за прошедшие годы и остается прежней: координационный центр, технический центр и методическая группа, региональные координационные центры и региональные организации. Основные функции каждой из структур известны и пролонгированы на новый этап развития проекта, но следует определить и уточнить первоочередные и перспективные задачи.

Координационный центр проекта. Ближайшая задача — обобщение опыта и результатов работы всех участников проекта на первом этапе его осуществления и издание сборника материалов. Параллельно в Санкт-Петербурге А. Я. Разумов готовит указатель Книг памяти, изданных в России и других бывших советских республиках. Эти издания планируются на 2003 год.

Не менее важная задача — завершение процесса регистрации фонда «Возвращенные имена» как самостоятельного юридического лица. Необходимость этого очевидна всем участникам проекта, и хотя сложность процедуры оказалась большей, чем предполагалось вначале, но решить эту проблему мы должны. И для официального статуирования нашего творческого коллектива, и для заключения договорных отношений, и для определения собственника банка данных «Возвращенные имена», и для оформления финансирования и многого другого.

Не снимаем с себя ответственности и за поиск финансирования работы по проекту. Эта задача — наиболее сложная, и гарантировать финансовое обеспечение работы участников проекта мы не можем. Однако дальнейшие переговоры с фондом Форда и с другими потенциальными меценатами обязательно будут проведены.

Далее. Полноценное и полномасштабное выполнение работы по созданию единого банка данных «Возвращенные имена» возможно только в рамках межгосударственной и государственных программ. Безусловно, не официозных и порученных чиновникам, но основанных на интеллектуальном и творческом потенциале вузовской и академической науки, архивных учреждений, музеев, культурно-просветительских центров и общественных организаций. Это положение заложено в концепцию проекта.

Инициировать такие программы мы будем, но гарантия их принятия не входит в сферу нашей компетенции. Поэтому сейчас для всех нас главное — максимально качественно, профессионально, согласованно завершить ту часть работы, которую мы на себя взяли и которая станет репрезентативной моделью будущего единого банка. Только так мы сможем продемонстрировать реальность такой масштабной и сверхсложной работы в научном, техническом и организационном плане.

Назову сферы ответственности каждой из структур проекта.

Координационный центр продолжит организационную работу в следующих направлениях:

• организация создания комплекта документов методического обеспечения — стандартов и бланков анкет по разным категориям репрессированных, а также методических рекомендаций по разным типам источников;

• согласование предложений участников проекта и разработок технического центра;

• согласование методов работы региональных координационных центров;

• поиск новых участников проекта, имеющих опыт работы с документальными источниками по истории репрессий и электронными базами данных.

Большая работа предстоит методической группе и техническому центру.

Основные направления работы методической группы — создание источниковедческих очерков и разработка материалов для справочников единого банка данных. Как сказал в своем выступлении Геннадий Валерьевич, оба эти направления являются уставными для НИПЦ «Мемориал», и они будут продолжены в рамках этой структуры. Важной формой работы методической группы может стать методический семинар «Архивные источники по истории репрессивной политики советского государства (1917–1987): проблемы и методы изучения». Научный потенциал, который предполагается собрать в рамках этого семинара, может способствовать созданию новых источниковедческих очерков и справочных материалов для единого банка данных. Приглашаю всех, кто работает по проекту, принять участие в подготовке этого семинара.

Задачи технического центра проекта:

• продолжение разработки программного обеспечения для новых категорий репрессированных — программ ввода по учетным карточкам трудармейцев, заключенных, спецпоселенцев и «лишенцев»;

• конвертация региональных баз, приведенных к стандарту;

• разработка полнофункциональной версии единого банка данных;

• открытие в интернете конференции участников проекта;

• разработка новой версии сайта проекта и поддержание его в интернете.

Эти задачи не только сложны интеллектуально и технически, но и требуют больших финансовых затрат. На данной стадии проекта их осуществление стало возможным благодаря технической и финансовой поддержке компании «Maxsoft». Это их благотворительный вклад в наш проект.

Не менее ответственная работа, хотя и иного плана, предстоит региональным координационным центрам как в России, так и в других странах, участвующих в проекте «Возвращенные имена». И хотя каждый из них за прошедшие годы выполнил большую и серьезную работу, но пока согласованность действий недостаточна. Каждый из координаторов делал акцент на той сфере деятельности, которая была ближе его профессиональным интересам. Полагаю, что на втором этапе нам следует действовать более согласованно и организовать работу с участниками проекта единообразно. Это первоочередной вопрос для координационного совета проекта.

Конкретные задачи региональных координационных центров остаются прежними:

• методическое и техническое содействие региональным организациям, проведение консультаций, оказание необходимой помощи;

• проверка и унификация материалов, подготовленных в региональных организациях;

• по согласованию с техническим центром конвертация этих материалов в единый формат;

• информационное обеспечение всеми материалами и разработками всех организаций региона независимо от степени их участия в проекте.

Дополнительные задачи каждый из координаторов сформулировал в своем выступлении. Кроме того, одной из первых задач региональных координаторов станет проведение переговоров с каждой региональной организацией и определение возможностей ее участия в проекте.

Работа на новом этапе осложнена отсутствием финансирования. Существует объективная опасность того, что некоторые из наших уважаемых коллег не смогут активно продолжать работу по проекту. Но даже в этом случае мы надеемся на сохранение сотрудничества хотя бы в информационном плане, на участие коллег в интернетовской конференции и на обмен материалами по проблемам изучения истории репрессий. Опыт региональных координаторов показывает: поддержание информационного поля, контакты со всеми организациями региона, а не только теми, кто смог принять непосредственное участие в проекте, — это обязательное условие нашей совместной работы.

Оптимизм в плане сотрудничества основан на том, что практически все участники проекта уже многие годы ведут работу над региональными Книгами памяти, а большинство давно и профессионально работают с базами данных. Польза наших встреч и нашего совместного труда заключается в том, что теперь мы сможем действовать более согласованно, а в методическом и техническом плане — более единообразно. Без этого единого электронного банка данных не будет.

Главные задачи, стоящие перед организациями — участниками проекта:

• соблюдение предлагаемых методик описания источников и единых стандартов по каждой категории репрессированных;

• работа в стандартной программе ввода; если же пока работа продолжается в собственной программе базы данных, то приведение ее в соответствие с предложенным единым форматом;

• организация проверок архивной и компьютерной работы;

• участие в обмене опытом, информацией, обсуждении всех проблем, возникающих в ходе выполнения проекта.

Есть вопрос не столько даже организационного, сколько нравственного характера: какие обязательства каждый из участников проекта берет на себя, насколько каждый из нас действительно заинтересован в создании общего банка данных и его максимальном наполнении. На предыдущей стадии проекта обязательства участников были определены в заявках на грант, по этим заявкам получено финансирование, и выполнение взятых на себя обязательств являлось условием отчета по гранту. На нынешнем этапе ситуация иная. Каждая из организаций, которая примет решение продолжать участвовать в проекте, сама или по согласованию с региональным координатором определит свои возможности предоставлять новую информацию для единого банка данных. На координационном совете мы объединим эти предварительные планы и через конференцию сообщим об общем плане работы всем участникам проекта. А вот что и как будет выполняться по этому плану, зависит полностью от каждого из нас. Финансовых обязательств не будет, единственным стимулом останется только наша взаимная заинтересованность в результатах работы.

Наконец, задачи координационного совета проекта. В него входят руководители координационного и технического центров, методической группы, координаторы российских регионов и наши коллеги из Беларуси, Казахстана, Литвы и Украины. У каждого из нас свой круг задач и своя сфера ответственности. Совет же необходим для того, чтобы эти задачи согласовывать и находить пути их решения. К сожалению, пока у нас нет возможности реальных встреч и непосредственного обсуждения проблем. Основная форма общения и принятия коллективных решений — интернет. Это, безусловно, сложнее, но так как главная задача проекта заключается в том, чтобы создать в интернете информационное поле по истории репрессий, то электронная форма общения должна стать для нас нормальной и действенной.

Конкретные задачи координационного совета я упоминал в связи с необходимостью согласования методов работы региональных координаторов и формированием общего плана работы по проекту. К этому стоит добавить, что важной функцией координационного совета станет создание единого информационного пространства для всех нынешних и потенциальных участников проекта, проведение обсуждения на конференции всех возникающих проблем, поиск и выработка предложений по их решению.

В завершение еще раз повторю основной лейтмотив многих выступлений: только вместе, сообща, основываясь на опыте и знаниях каждого возможно осуществление той сложнейшей задачи, которую мы перед собой поставили. Она уникальна и в научном, и в техническом, и в организационном плане. Но добрая воля и коллективный разум могут ее решить.

Желаю всем вам успехов, здоровья, сил, уверенности в себе и друг в друге, удовлетворения от многообразных сфер вашей деятельности. Уверен, что на второй стадии проекта мы сумеем сделать много нового и интересного, и наше благое начинание обретет не только более осязаемые формы, но и привлечет к нам новых коллег и единомышленников. Всего вам самого доброго.

Координатор проекта В. М. Кириллов

 

назад   |   содержание   |   вперед

Stalker TOP