Возвращенные имена
Ј« ў­ п­®ў®бвЁ аеЁў® Їа®ҐЄвҐ—Ђбв® § ¤ ў Ґ¬лҐ ‚ЋЇа®бл® а §а Ў®взЁЄ е

назад   |   содержание   |   вперед

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОЕКТА

(г. Красноярск)

В. И. Хвостенко: Технический центр проекта «Возвращенные имена» находится в Красноярске. Он образован акционерным обществом «Maxsoft» и Красноярским обществом «Мемориал», которые более 10 лет ведут совместную работу по использованию информационных технологий при обработке данных по истории политических репрессий в СССР.

Мы активно поддержали идею создания единого электронного банка данных репрессированных СССР, провели предпроектные исследования, разработали и предложили программно-техническую концепцию проекта «Возвращенные имена». После ряда дискуссий и экспертиз наша концепция была принята и утверждена рабочей группой проекта, избранной на конференции 2000 года. Фонд Форда поддержал эту работу грантом. Первые деньги поступили в марте 2001 года. После этого началась плановая работа технического центра.

 

Концепция разработки

Основные принципы реализуемой нами концепции заключаются в следующем:

1. Единый, реляционный, персонально-ориентированный банк данных.

2. Сеть равноправных региональных организаций, предоставляющих информацию для единого банка.

3. Утвержденные стандарты по всем категориям репрессированных. Данные на местах вводятся через стандартную, общую для всех программу, совместимую по структуре данных и нормативным справочникам с единым банком.

4. Единый центр, куда поступает вся информация от региональных организаций с использованием всех имеющихся средств передачи электронных данных; обслуживается одной группой специалистов.

5. Над единым банком создается web-сайт, который обеспечивает доступ к общим данным по запросам, с учетом прав различных групп пользователей.

6. Концепция реализуется на базе программных продуктов Microsoft.

Разработка полнофункционального единого банка и всего необходимого для его обслуживания (рабочие места администратора и операторов региональных пунктов, web-сайт для доступа к банку данных через интернет, средства работы для различных групп пользователей и т. п.) — это большая и серьезная работа. Мы предложили разбить ее на этапы и придерживаемся этого подхода.

Дело в том, что в подобных проектах невозможно заранее сформулировать все требования к создаваемой системе, предвидеть все проблемы ее эксплуатации, а также грядущие программные и технологические новшества. Неверно было бы рассчитывать получить окончательный продукт в результате одного длительного периода разработки. Стратегически верно — запланировать выпуск нескольких последовательных версий продукта в течение нескольких лет.

Технический центр ведет разработки в двух направлениях, и поэтапный подход используется в обоих.

Первое: разработка стандартной (унифицированной) программы ввода; в нашей терминологии — стандартного локального приложения (СЛП). Это программа, используемая участниками проекта для создания региональных (локальных) баз данных в едином стандартном формате. Каждая новая ее версия имеет более широкий спектр возможностей и по работе с базой, и по описанию разных категорий репрессированных.

Второе: создание единого банка данных в интернете и web-сайта, обеспечивающего открытый доступ к объединенным данным о репрессированных. Была выпущена пилотная версия, в которой отработаны технические решения и протестировано программное обеспечение. Затем (к этому совещанию) — первая базовая версия, объединяющая результаты работы по проекту «Возвращенные имена» нескольких организаций. В перспективе — полнофункциональная версия единого банка.

При таком поэтапном подходе предусматривается следующее:

• Полное документирование каждого этапа (проектирование, разработка, внедрение и тестирование). Документация подготавливается в таком объеме и на таком уровне, чтобы любая другая, достаточно квалифицированная группа разработчиков смогла при необходимости перенять работу у фирмы «Maxsoft».

• Полный комплект дистрибутивов (в виде изготовленных CD-ROM дисков), содержащих все коды программ и банк данных. Этого комплекта достаточно, чтобы развернуть всю систему в любой момент на любом другом ресурсе, отличном от интернет-узла «Maxsoft». Это может быть один (или несколько) из многих провайдеров (как в России, так и в других странах), предлагающих размещение на своих ресурсах самых сложных интернет-систем.

Таковы основные принципы наших разработок.

 

В. М. Кириллов: Прежде, чем Валерий Иванович перейдет к конкретному представлению выполненной работы, необходимо подробнее остановиться на обосновании разрабатываемой концепции единого банка данных. Далеко не все из нас — специалисты в области программирования, поэтому некоторые из прозвучавших терминов и понятий следует объяснить.

Большинство участников проекта имеют практический опыт работы с базами данных. Но предложенные техническим центром концептуальные принципы и разрабатываемые программы значительно отличаются от того, что нам знакомо, привычно, и поэтому в выступлениях некоторых коллег прозвучали критические оценки стандартной программы ввода. Постараюсь объяснить, почему мы считаем сделанный концептуальный выбор обоснованным.

При создании баз и банков данных работа начинается с анализа и осмысления объекта исследования, определения сути той информации, которая должна быть структурирована и систематизирована в виде базы. По терминологии программистов это называется анализом предметной области. Основная характеристика нашей предметной области — множественность. Множественность видов репрессий и категорий репрессированных, множественность типов источников и форм документов, потенциальная множественность значений буквально всех данных репрессированного и, наконец, потенциальная множественность репрессий, которым человек мог подвергаться.

Возможны были два подхода: создавать программы баз данных, ориентированных на различные и многочисленные источники или создавать единую программу, центральной категорией которой является личность репрессированного. Как правило, выбирают первый вариант и разрабатывают источнико-ориентированные базы. Таковы практически все базы участников проекта, отражающие специфику конкретного источника, с которым работает данная организация. Если же работа ведется по нескольким типам источников, то создаются, соответственно, отдельные базы данных. Например, в лаборатории «Историческая информатика» есть три базы: «Трудармейцы Тагиллага и Богословлага», «Узники Тагиллага», «Репрессированные тагильчане».

Но задача проекта «Возвращенные имена» иная: создать единый банк, в который войдут данные по многочисленным категориям репрессированных и различным типам источников. Поэтому сам замысел проекта подсказывал выбор иного решения — разработку программы, главным объектом которой станет личность репрессированного. То есть изначально мы выбрали подход не источнико-ориентированный, а персонально-ориентированный.

Вместе с тем в ходе разработки программного обеспечения в первоначальный замысел были внесены некоторые коррективы, продиктованные спецификой работы участников проекта. Стандартная программа ввода имеет настройку на конкретный источник, с которым работает данная организация. Например, архивно-следственное дело, учетная карточка заключенного или трудармейца и т. д. Задав необходимую настройку, вы получаете на экране тот набор полей, который соответствует именно данному источнику, причем в нужном вам режиме: стандартном или расширенном. Таким образом, мы стараемся совместить заинтересованность коллег в источнико-ориентированной программе и нашу принципиальную установку на создание персонально-ориентированного единого банка данных.

Вторая характеристика создаваемого банка: он является реляционным, то есть в нем все сведения о репрессированном представлены в виде множества таблиц, между которыми существует сложная система различных связей. Такое решение продиктовано самой сутью нашего предмета исследований. Не все, но очень многие подвергались репрессиям неоднократно, в разные периоды времени, возможно, в разных местностях; виды репрессий также могли быть различными. Соответственно все эти данные хранятся в разных архивах и отражены в разных источниках. Наша задача заключается не просто в том, чтобы всю эту многообразную информацию зафиксировать и ввести в различные базы, а в том, чтобы ее свести воедино, последовательно и полно описать судьбу каждого человека. В «плоской» форме обычных и привычных для большинства таблиц сделать это невозможно, потому что по каждой новой репрессии меняется не только собственно репрессивный блок информации, но и часть биографических данных, источниковые данные и, при наличии, сведения о реабилитации. То есть человек один, а репрессий и фиксирующих их источников несколько. Отразить это может только реляционная структура, в которой все таблицы связаны между собой определенной системой взаимосвязей. Так что это не произвол разработчиков и не искусственное стремление усложнить программу, а объективное свойство информации, которую все мы коллективно обрабатываем.

К сожалению, не все коллеги готовы это признать, некоторые продолжают сетовать, что программа чересчур сложна. Мы стараемся сделать ее максимально ясной и логичной, структурировать максимально четко, снабдить всевозможными подсказками, облегчающими работу, но изменить природу материала, упростить суть информации, упразднить ее основное свойство — множественность, нам не дано.

Третья характеристика создаваемого банка данных: он является единым. Его единство заключается в двух аспектах. Во-первых, в том, что данные вводятся в едином формате, в общей для всех стандартной программе, точно соответствующей банку данных и по структуре, и по набору справочников, а не конвертируются из различных и разнородных баз. Этим обеспечивается значительно более высокое качество информации и унифицированная форма ее представления. Во-вторых, в том, что все данные поступают в один центр, сотрудники которого формируют, поддерживают банк данных «Возвращенные имена» и обеспечивают открытый доступ к нему в интернете. В начале работы по проекту был предложен альтернативный вариант: создавать распределенный банк данных, то есть размещать его не на центральном сервере в интернете, а на системе территориально распределенных серверов. Однако такое решение потребовало бы очень четкой координации действий, точного соблюдения разными коллективами единых методов работы, бесперебойной электронной связи, больших технических и финансовых затрат. Поэтому было решено создавать не распределенный, а единый банк данных.

Базовыми, определяющими принципами проектирования единого банка являются стандартный набор полей по каждой категории репрессированных и наличие справочников по всем поисковым полям для унификации форм записей по каждому из них.

Объясню, почему соблюдение этих принципов совершенно необходимо.

Создавая локальные базы данных, каждая организация сама определяет интересующий ее объем информации о репрессированном и, соответственно, набор полей. Поэтому сейчас мы имеем и в базах, и в Книгах памяти массу вариантов таких наборов (перечней данных) даже по одной категории репрессированных. Не говоря уже о разных категориях. В едином банке такого разнобоя быть не может. Или информация стандартизирована, или это не единый банк данных. Более того, при разработке стандартов по разным категориям репрессированных необходимо соблюдать принцип преемственности и единообразия. Так, источниковый и биографический блоки у разных категорий репрессированных почти не отличаются. Репрессивный блок, естественно, различен, но в структуре его также соблюдается единообразие. То есть говоря о стандарте, как о базовом принципе нашей программы, мы подразумеваем стандартизацию информации в целом, а не только в рамках отдельной категории репрессированных.

Наличие справочников — также совершенно обязательное условие создания единого банка. Справочник упрощает и убыстряет набор данных: оператор выбирает нужную запись из справочника, а не вводит ее вручную. Справочник уменьшает количество ошибок и опечаток, неизбежных при ручном наборе. Квалифицированно составленный справочник повышает качество информации, представленной в базе данных. Все это, безусловно, важно, но для единого банка не менее важна и другая функция справочников: благодаря им достигается унифицированная форма записей, без которой невозможны никакие выборки данных и никакой статистический анализ. А если их нет, то, фактически нет и результата нашей совместной работы.

Теперь прошу Валерия Ивановича продолжить свое выступление и рассказать, что конкретно сделано техническим центром за первый период осуществления проекта «Возвращенные имена», какие возникли проблемы и каковы перспективы работы.

 

В. И. Хвостенко: Основные результаты работы технического центра — это стандартное локальное приложение и программа ввода, сайт проекта и две версии единого банка (пилотная и базовая).

 

СЛП и программа ввода

Стандартное локальное приложение и программа ввода являются частью программного комплекса проекта «Возвращенные имена» и предназначены для ввода архивной информации о репрессированных в локальные базы. Цель разработки — дать единый рабочий инструмент участникам проекта, унифицировать вводимую информацию для последующего объединения ее в банке данных.

В качестве среды реализации избрана широко распространенная, развитая, компактная СУБД Access-97; возможна модификация к Access-2000, -2002.

На первом этапе было решено разработать программу по четырем категориям репрессированных:

• подследственные; источник — архивно-следственное дело (АСД);

• прошедшие проверочно-фильтрационные процедуры; источник — архивно-фильтрационное дело (АФД);

• заключенные; источник — учетная карточка заключенного (УКЗ);

• трудармейцы; источник — учетная карточка трудармейца (УКТ).

Причины этого выбора таковы. Данные о подследственных обрабатывают абсолютное большинство участников проекта. Поэтому стандарт и методические рекомендации по этой категории готовились в первую очередь, и на их основе была разработана стандартная программа ввода. С архивно-фильтрационными делами, наоборот, в основном еще не работают. Но это один из наиболее доступных источников, так как во многих регионах фонды фильтрационных материалов переданы из местных УФСБ на госхранение. Поэтому необходимо подготовить стандартную программу, чтобы обработка фондов шла уже с ее использованием. С карточками заключенных и трудармейцев сейчас работают несколько участников проекта, и в перспективе их количество может увеличиться. Структура данных по этим категориям имеет ряд общих черт, что должно ускорить разработку программ. Кроме того, сведения о заключенных очень важны для объединения их в банке данных со сведениями о подследственных и прослеживания конкретных судеб людей. После завершения работы над этими программами можно будет перейти к программам по спецпоселенцам и лишенным избирательных прав.

Программа ввода появилась как компромиссное решение в связи с тем, что к началу работы по гранту участников проекта стандартное локальное приложение готово не было; в значительной степени — из-за отсутствия справочников. Необходимы справочники по административно-территориальному делению Российской империи и СССР, национальностям, профессиям, репрессивному и реабилитационному законодательствам, репрессивным и реабилитирующим органам, местам заключения и др. Создание таких общих справочников — большая и сложная исследовательская работа, требующая серьезных ресурсов, как интеллектуальных и документальных, так и финансовых. Работа в этом направлении ведется московской методической группой с участием технического центра. Однако началась она позже, чем было запланировано и, хотя сделано уже многое (о чем расскажет Геннадий Кузовкин), пока далека от завершения.

Находясь в жестких условиях грантовых партнерских сроков, нам пришлось в январе 2002 года начать разработку стандартной программы ввода, главное отличие которой от СЛП заключается в отсутствии встроенных больших справочников. Первая версия этой программы появилась в марте прошлого года и была представлена на семинаре в Нижнем Тагиле. Она имела в основном демонстрационный характер и поддерживала только одну категорию: подследственные (источник — архивно-следственное дело).

В течение года поступило большое количество замечаний и предложений по ее доработке, были созданы новые версии программы, постепенно расширялись ее сервисные возможности. Сложность заключалась в том, что доводка программы шла одновременно с использованием ее участниками проекта, которым приходилось периодически переходить на новые версии и осваивать их возможности.

Сразу оговорюсь, что не все партнеры использовали стандартную программу. Отчасти это было вызвано несовершенством первых версий, отсутствием хорошей инструкции для неискушенных пользователей. А отчасти — наличием своей привычной программы базы данных и значительным массивом ранее введенной информации.

Последняя версия стандартной программы ввода имеет номер 1.19. Она поддерживает две категории репрессированных — подследственных и прошедших фильтрационные процедуры. Готовятся к выпуску версии, включающие категории трудармейцев и заключенных.

 

Пилотная (тестовая) версия банка данных и сайт проекта

На первом этапе работы выполнялся пилотный проект. Его цели заключались в следующем:

• отработать принципиальную схему функционирования единого банка данных в интернете;

• подтвердить (или опровергнуть) принятую программно-техническую концепцию;

• уточнить структуру единого банка, требования пользователей, требования к функциям системы;

• отработать методы адаптации разнородных баз;

• создать основу для дальнейшего развития проекта.

Исходя из этих целей были разработаны web-сайт проекта и пилотная (тестовая) версия банка данных. В ней представлено 104700 записей, взятых из баз данных 5 организаций: Красноярского, Московского и Томского «Мемориалов» и рабочих групп двух Книг памяти — Приморской краевой (Владивосток) и Ярославской. Пилотная версия вначале находилась по адресу vi.krsk.ru, сейчас — vi2.krsk.ru. Она расположена на двух серверах (web-сервер и MS SQL-2000 сервер) хостинг-площадки компании «Maxsoft». С момента запуска сбоев в функционировании системы не наблюдалось.

 

 

В пилотной версии отрабатывались только технические и технологические решения, и эти задачи успешно выполнены. Разработаны средства дистанционного редактирования данных через сайт, программное обеспечение, позволяющее дистанционно изменять и удалять информацию в банке данных. Поиск и выборку можно производить как по отдельным полям, так и в любой их комбинации (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место рождения, дата и место смерти). Возможен расширенный поиск, когда ищущий не имеет точных установочных данных, а знает лишь приблизительно фамилию, имя, отчество, год рождения.

По каждой персоналии указано, из какой региональной базы взяты эти данные. Однако качество информации, представленной в пилотной версии, еще не соответствует стандартам и методикам проекта «Возвращенные имена», так как использованы базы данных, набранные до начала выполнения проекта. Количество заполненных полей значительно меньше стандарта (кроме красноярской базы), в разных базах — различный набор полей, унифицированных форм записей нет, много ошибок и опечаток.

Первые версии сайта. Необходимость создания сайта в начале работы по проекту продиктована тем, что именно на сайте должна была быть размещена пилотная версия единого банка. Вместе с тем задачу создания полномасштабного и структурированного сайта мы не ставили; нужен был предварительный, рабочий его вариант. Сайт технического центра открыт в августе 2002 года. Первоначально он предназначался для небольшого круга людей, непосредственно участвующих в проекте. Со временем потребовалось расширить функционал сайта и сделать его информационным центром проекта. Поэтому появились разделы «Архив», «Новости», «О проекте», «Часто задаваемые вопросы». На сайте размещены текст концепции проекта, сборник докладов конференции в Нижнем Тагиле 2000 года, сборник по мониторингу, изданный в 2002 году, различные методические материалы, программное обеспечение и другая информация по проекту. К сожалению, многие участники проекта до сих пор не осознали полезности сайта и крайне редко используют этот мощный инструмент в своей работе. Поэтому сейчас для повышения общей культуры электронного общения мы открыли конференцию в интернете, на которой, надеюсь, будут обсуждаться основные проблемы, возникающие при работе по проекту.

В перспективе мы планируем заняться сайтом более основательно, расширить его структуру, представить всех участников проекта и результаты их работы, систематизировать все методические материалы, выложить их свежие, последние редакции и многое другое.

 

Первая базовая версия единого банка данных

Первая базовая версия единого банка данных включает все возможности, реализованные в пилотном проекте, а также ряд новых программных механизмов: обеспечивает передачу материалов региональных баз в единый банк данных по электронной почте и/или ftp-средствами и автоматический импорт данных из стандартной программы ввода в единый банк.

Создание этой версии не планировалось на первом этапе выполнения проекта, однако мы сочли, что было бы неправильно не попытаться объединить результаты работы коллег за грантовый год, чтобы показать их на этой встрече. Поэтому в январе 2003 года все участники проекта получили наше обращение с просьбой прислать в технический центр весь обработанный за год материал. В итоге 20 из 22 организаций, работавших по гранту, представили данные по своим регионам. Полностью отсутствуют результаты работы по гранту фонда «Народная память» (Москва). Екатеринбург представил несколько десятков образцов анкет, но работу по базе данных приостановил в связи с неготовностью в прошлом году программы ввода по фильтрационным процедурам. С учетом данных, дополнительно присланных из Одессы и Улан-Удэ, всего в технический центр поступили более чем 328000 записей в виде баз данных. Надеюсь, все присутствующие понимают, что это не количество репрессированных, так как и внутри одной базы и тем более между базами есть пересечения информации об одном и том же человеке.

Прислан очень разнородный материал. Это данные о следующих категориях репрессированных:

• подследственные (по архивно-следственным делам, протоколам «троек» и других внесудебных органов, заключениям прокуратуры о реабилитации);

• заключенные (по разным формам учетных карточек заключенных);

• трудармейцы (по разным формам учетных карточек трудармейцев);

• спецпоселенцы (по разным видам и формам карточек спецпоселенцев и их личным делам);

• проходившие проверочно-фильтрационные процедуры (по архивно-фильтрационным делам).

7 организаций прислали данные в стандартной программе ввода различных версий (31370 записей). Остальные — в самых разнообразных форматах, включая FoxPro, FoxPro 6.0, Paradox 5.0, Excel, Delphi, Access-97, -2000, -2002. Некоторые организации прислали свои базы данных, набранные ранее, до участия в проекте, без приведения их к необходимому стандарту. Все это породило различия в объеме и структуре информации по каждой персоналии, разнобой в формах записей и массу других погрешностей, понижающих качество информации — вплоть до неисправленных опечаток. Некоторые коллеги представили данные без ссылки на источник или с неполной ссылкой, что неприемлемо для единого банка данных.

Приходится признать, что большинство имеющихся сейчас данных по персоналиям репрессированных находится еще в предварительной стадии готовности, нуждается в проверке, правке и дополнениях. Эту работу мы будем проводить совместно с вами в дальнейшем, чтобы добиться необходимого для нашего проекта стандарта качества.

И все же, несмотря на многочисленные погрешности материала, нам хотелось привезти в Нижний Тагил первую базовую версию банка данных «Возвращенные имена». Чтобы свести к минимуму количество ошибок и показать результат совместной работы, мы приняли такие решения:

• в каждом регионе выбрать базы, сделанные в стандартной программе или максимально приближенные по структуре полей к структуре единого банка;

• выбрать базы по разным категориям репрессированных;

• в каждой из них выбрать для демонстрации только реабилитированных и представить их пока только по 14 полям, но взятым из всех информационных блоков: источникового, биографического и репрессивного;

• по каждому из этих полей провести проверки, правки и унификацию форм записей.

Цель этой работы — пусть в ограниченном масштабе, пусть по неполному стандарту, но составить модель единого банка, приближенную к необходимому уровню качества представления информации. В итоге в первую базовую версию вошли 6 региональных баз данных: Воркута (Северо-Запад России), Воронеж и Смоленск (Центр России), Нижний Тагил (Урал), Южно-Сахалинск (Дальний Восток), Одесса (Украина). Всего в этих БД было 82546 записей по трем категориям репрессированных: подследственные, заключенные, трудармейцы. Отмечу также, что для первой базовой версии выбраны новые локальные базы по сравнению с пилотной версией, в которой были представлены Ярославль (Северо-Запад), Москва (Центр), Красноярск и Томск (Сибирь), Владивосток (Дальний Восток).

При подготовке баз к объединению была проделана большая проверочная, контрольная и корректировочная работа. В результате часть данных не могла быть включена в единый банк из-за ошибочных, неполных или неточных записей. Всего после ручной и автоматической проверок осталось 49408 записей. В этой версии возможности поиска несколько ограничены по сравнению с пилотной, так как уменьшено количество полей. Но даже в этом небольшом и вынужденно усеченном варианте будущего единого банка появились примеры пересечения информации по одной персоналии. Это и данные о нескольких репрессиях одного и того же человека в рамках одной базы (например, Кузьма Васильевич Попов, Алексей Яковлевич Лисютин и др.), и пересечение информации о человеке в разных базах (например, Леонид Яковлевич Лидовский, Мария Ивановна Лапшинская, Наум Моисеевич Куртыш, Вероника Георгиевна Маркварт и мн. др.). Пока эти данные не объединены и существуют в отдельных записях. Посмотреть их можно на сайте технического центра.

 

Проблемы

Разумеется, не все проходило гладко, не все задачи были выполнены, не все сроки соблюдены. Проделана большая работа, в том числе и техническим центром, но можно (и нужно) было достичь большего. Не касаясь общих проблем проекта, хотелось бы обсудить те, которые в той или иной степени коснулись именно работы технического центра.

1. Несоответствие структуры управления проектом «Возвращенные имена» поставленной задаче. Разработка и эксплуатация программного обеспечения — это процесс, требующий соблюдения определенной технологии и достаточно жесткого централизованного управления, то есть производственный процесс. Это условие соблюдалось внутри технического центра, однако другие участники проекта чаще руководствовались иными методами, более свойственными общественной работе, причем в рамках отдельных грантов.

К сожалению, координатор проекта не имел механизма действенного влияния (в том числе, финансового) на участников проекта, а отсутствие вертикали управления привело к тому, что некоторые участники проекта декларировали свою ответственность только перед грантодателем, но не перед координатором проекта и региональными координаторами. Более того, и по сей день существует точка зрения, что децентрализация и автономная деятельность без координации с другими участниками проекта — это достоинство, а не недостаток организации работы. Но наш опыт показывает, что это не так. Проект такого масштаба и уровня сложности может эффективно осуществляться только при централизованной системе управления и четком соблюдении всеми участниками своих взаимных обязательств. С этим связано и следующее.

2. Недооценка взаимосвязанности выполнения работ. Обычно грантополучатели, даже работающие в рамках одного проекта, достаточно независимы по срокам и результатам. Каждый отвечает только за себя. Проект же «Возвращенные имена» уже на первом этапе начал осуществляться по весьма жесткому графику, в котором результат работы одних участников сильно зависел от результатов работы других. Успешная работа региональных организаций существенно зависела как от работы методической группы и технического центра, так и от работы региональных координаторов. В свою очередь, работа технического центра не могла осуществляться без результатов работы методической группы (в частности, подготовки классификаторов для справочников), а работа координационного центра проекта — без постоянного взаимодействия с региональными координаторами. В этой ситуации даже от грантодателя зависело очень многое: задержка фондом «Точка опоры» сроков заключения договоров или реального перечисления денег вызывали цепную реакцию сбоев графика работ. К сожалению, непонимание многими этой очень тесной нашей взаимосвязи и взаимной ответственности негативно сказалось как на организации работы, так и на ее результатах.

3. Излишняя жесткость графика финансирования. По условиям гранта средства должны были быть освоены только в 2002 году, когда ни методическое, ни программное обеспечение проекта еще не было готово, и это серьезно повлияло на результаты работы. Мы нашли решения и в основном справились с задачами первого этапа проекта, но полагаем, что логичнее было бы сначала создать стандарты, методические разработки и необходимые для банка данных справочники, затем подготовить программное обеспечение по основным категориям репрессированных, провести его опытную эксплуатацию и отладку среди наиболее технически подготовленных участников проекта и лишь затем привлекать другие организации для использования этих методик и программ. Жаль, что многое пришлось делать параллельно, а не последовательно, это также серьезно повлияло на результаты работы.

 

Итоги и перспективы

Несмотря на неизбежные, ожидаемые или неожиданные сложности, считаем, что достигнут несомненный прогресс в развитии проекта:

• Технические решения, по поводу которых два-три года назад шли ожесточенные споры, теперь реализованы и подтверждены.

• Предметная область, два года назад объявленная нашими оппонентами не формализуемой, в достаточной степени формализована, и определены перспективы дальнейшей работы в этом направлении.

• Первые версии программных средств созданы и прошли этап опытной эксплуатации.

• Создан и внедрен в банк данных «Возвращенные имена» ряд общих справочников.

• Создан и функционирует коллектив единомышленников, нацеленный на решение поставленной задачи.

• А самое главное — задача, которую многие априори объявляли неразрешимой в принципе, оказалось сложной, но все-таки разрешимой.

Теперь главное — не останавливаться. Возможно, без финансирования часть организаций приостановит участие в проекте, но, судя по выступлениям, многие планируют работать дальше. Что же касается технического центра — он будет продолжать работу и при отсутствии внешнего финансирования. Будут вестись разработки новых версий программного обеспечения. Будет продолжено и, надеюсь, интенсифицировано взаимодействие с региональными организациями.

В ближайшее время необходимо разработать и отладить вместе с участниками проекта механизм проверок и корректировок вводимых данных, так как пока поступающие материалы еще очень предварительны и в таком виде помещаться в единый банк данных не могут. Технический центр вместе с региональными координаторами будет продолжать постоянное консультирование участников проекта по методике работы со стандартной программой, и развивать ее, учитывая ваши предложения и пожелания. Еще раз подчеркну: сделать хорошую, многофункциональную, удобную и полезную для всех программу мы можем только с вашей помощью, только сообща.

Пока не будут определены источники дальнейшего финансирования проекта, работу технического центра будет финансировать компания «Maxsoft». Основная задача на ближайший год — внедрение справочников в программу ввода и создание новых версий программы по 2–3 следующим категориям репрессированных. Кроме того, для удобства работы с программой необходимо создать встроенную справочную систему и ясную, детальную инструкцию оператору.

Компанией «Maxsoft» будет поддержано также версионное развитие банка данных «Возвращенные имена». При наличии внешнего финансирования будет сделана базовая версия в полном запланированном объеме. При отсутствии такового новые версии будут появляться более мелкими шагами. Среди первоочередных задач — построение системы верификации (проверки) данных, поступающих от участников проекта, а затем создание механизма поиска и слияния записей об одном и том же человеке из разных локальных баз.

Отсутствие финансирования уменьшит возможность личных встреч. Следовательно, возрастет роль электронного общения и сайта проекта. Практика развития интернета показывает, что именно сайты являются сейчас центрами кристаллизации «комьюнити» (сообщества, содружества), то есть групп людей, объединенных общими интересами и общими целями. Мы надеемся, что такой коллектив возникнет, а частично уже возник, вокруг сайта проекта «Возвращенные имена».

 

В. М. Кириллов: Спасибо. Прошу передать нашу глубокую благодарность руководству и коллективу компании «Maxsoft».

Но, прежде чем перейти к следующему разделу, нужно подробнее остановиться на двух моментах. Первый — проверка данных, присылаемых для единого банка «Возвращенные имена». Каждый из участников проекта отвечает за достоверность, точность предоставленной информации и соответствие ее стандарту. Чтобы повысить качество работы, нужно выработать и согласовать основные методы проверки введенных в базу записей. Поэтому прошу Алексея Бабия, готовившего первую базовую версию единого банка данных, подробнее рассказать, как эта работа была организована и проводилась техническим центром при подготовке первой базовой версии.

 

Методика проверки баз данных

А. А. Бабий: Методы проверки различны в зависимости от того, в какой программе работают участники проекта. Если в стандартной программе ввода, то там действуют ограничения, не позволяющие оператору допускать при наборе многие ошибки и опечатки (о некоторых таких ограничениях скажу дальше). Если же коллеги работают в своих собственных программах, без автоматического контроля, то там ошибок очень много, и эти данные требуют серьезной проверки.

Опуская технические проблемы, которые решались при объединении присланных баз, остановлюсь на методах проверки, которые мы использовали, готовя сводный материал для показа на этом совещании.

1. Источник. Каждая из баз создана на основе источников, проходящих по одной описи, одного фонда, находящегося в одном архиве. Однако не во всех персоналиях это было указано. Мы восполнили эти пробелы. Не всюду были указаны номера дел. Такие записи в эту версию единого банка не включались и остались в запасе до последующего уточнения и дополнения информации.

2. Биография. В этом разделе мы оставили только установочные данные. В выбранных для объединения базах фамилии, имена, отчества набраны в три отдельных поля, аналогично — их варианты и другие именования репрессированного. Способом сортировки производилась проверка на соответствие мужских/женских имен формам написания фамилии и отчества. Например, Иванов Мария Ивановна или Петрова Мария Петрович исправлялись на правильную форму написания. Если в обычном имени или отчестве была пропущена или набрана лишняя буква, вносились правки (например, Никлай или Татььяна). Если сомнение вызывала фамилия или нераспространенные имена и отчества, то эти персоналии оставлялись в запасе для дальнейшего уточнения организацией, предоставившей эти данные, по первичным источникам.

Отмечу еще одну досадную оплошность, часто встречающуюся в локальных базах. Некоторые коллеги путают вариант фамилии, имени, отчества с другим именованием и заносят записи не в те поля. Например, Шмит — вариант фамилии Шмидт, а если у этого же человека в деле встречается фамилия Васильев, то это другая фамилия, и вносить ее в поле «Вариант фамилии» неправильно. Такие ошибки мы также правили.

Отдельный вопрос — даты. В первой базовой версии их три: дата рождения, дата репрессивного решения и дата реабилитации, в едином банке — больше. Если данные набирались в стандартной программе ввода, то проверку даты рождения можно было не производить, так как там заложен механизм достаточно жесткого контроля: год рождения репрессированного не может быть менее 1830 и более 1960. В остальных базах проводилась сортировка по этому полю и все записи, содержащие ошибку или вызывающие сомнение, отнесены в запас для последующей проверки и корректировки.

Кроме того, следует проверять соотношение дат: год рождения не может быть более поздним, чем любая из остальных дат, вводимых в базу по данной персоналии, и временной диапазон между годом рождения и датами ареста и репрессивного решения не может быть менее 13 лет и более 110. Дата ареста не может быть более поздней, чем даты принятия репрессивного решения, расстрела, освобождения, реабилитации и т. д.

Следующее биографическое поле — место рождения. Географические названия — это, пожалуй, один из самых «больных» вопросов. По многим причинам: и потому, что административно-территориальное деление Российской империи и СССР было очень сложным и очень изменчивым, и потому, что полная запись географического названия многоуровневая (например, населенный пункт, волость, уезд, губерния, государство), и потому, что в делах и картотеках советских репрессивных органов эти записи делались совершенно произвольно, часто безграмотно и неразборчиво, и потому, что, как правило, в этих документах указывается не историческое название места рождения репрессированного, а современное дате ареста (например, в деле 1937 года человек, родившийся в 1900 году в Санкт-Петербурге, оказывается записан как уроженец Ленинграда).

В анкете и в первичной базе согласно нашей методике должна быть точно воспроизведена та запись географического названия, которая есть в деле/карточке, но для единого банка такой вариант, естественно, не подходит. Поэтому по географии предстоит сложная работа. Она уже ведется московской методической группой. Составлен географический справочник, включающий верхние уровни наименования (республика, край, область, район, город), но пока в нем отражены географические названия 30–90-х годов. Работа над этим справочником продолжается; будет новая версия, учитывающая переименования 20-х годов. Более ранний период и административно-территориальное деление Российской империи — это перспектива дальнейшей работы, пока эта информация в справочнике не отражена.

Тем не менее даже в таком предварительном виде мы включили его в программу банка данных, и при импорте данных из локальных баз в единый банк контроль происходит автоматически: программа ищет позицию справочника, соответствующую значению записи в локальной базе, и если находит, то подставляет код из справочника, а если не находит, то данная персоналия пока не включается в единый банк и остается в запасе до последующего уточнения. Использование справочника не только унифицирует форму записей, но и значительно повышает их качество. Так, если в региональной базе название района или области набрано с ошибкой, то в справочнике эти названия проверены и, соответственно, в едином банке запись будет приведена без ошибки. Правда, первый опыт работы с этим справочником показал, что некоторые его позиции нужно будет уточнить, но в целом он значительно улучшает работу.

Отдельный вопрос — историческая география, восстановление точного географического названия, соответствующего исторической дате. Согласен, что с точки зрения грамотности подачи информации такую программу следовало бы сделать. Но пока это нереально. Если историки, географы и архивисты предоставят техническому центру систематизированные данные об изменениях административно-территориального деления и переименованиях, происходивших в XIX–XX веках, то написать такую программу можно, но, насколько я понимаю, собрать и систематизировать эту информацию очень сложно. Особенно если учитывать, что менялись не только названия, но и границы районов, областей и т. д. Поэтому если в справочнике не будут указаны деревни, села, поселки, местечки и другие населенные пункты, то данные о переименовании района или области не гарантируют точность информации, так как останется не установленным, находился ли в интересующий нас период данный населенный пункт на территории именно данного административного образования.

Полагаю, что в ближайшем будущем нам придется использовать в едином банке не те географические названия, что соответствуют реальной дате, а те, что указаны в архивном источнике. Но при этом мы обязаны давать полное название (а не только именование деревни и области, как часто бывает в локальных базах), и избегать ошибок и опечаток в написании. Это тот минимум, который мы можем сделать.

Еще раз прошу всех коллег полностью и точно вносить в анкеты и базы те записи географических названий, которые сохранились в документе, не править и не менять их. Если считаете нужным дать свое уточнение, сделайте это в поле «Примечание».

3. Репрессия. Здесь были оставлены поля «Дата решения» и «Репрессивное решение». О контроле дат я сказал выше. Теперь о формулировках решений.

Сначала каждая база была проверена на заполнение этого поля, и те персоналии, у которых оно оказалось пустым, были исключены до последующих уточнений. Затем были проверены формулировки решений. Должен сказать, что вариантов записей масса, даже одно и то же решение в пределах одной базы записывается в произвольных вариантах. Понимаю, что основная причина тому — отсутствие справочника; и пока нет общего справочника, мы постараемся подготовить локальный; но полагаю, что каждый из нас мог бы составить для своих операторов перечень хотя бы типовых решений, чтобы унифицировать форму записей в рамках собственной базы. Большинство этого не сделали, и разнобой здесь страшный. Оставлять в таком виде было нельзя; поэтому, проанализировав и систематизировав имеющиеся записи, мы составили краткий перечень стандартных формулировок, которыми и заменили все это многообразие. Но здесь есть и «оборотная сторона медали». Некоторые коллеги в поле «Решение по делу» вводили формулировку полностью, не используя поле «Дополнительные виды наказания». А, например, конфискация имущества, поражение в правах, высылка семьи и другие дополнительные репрессивные меры должны быть введены в это отдельное поле. Поэтому в данной версии банка данных эта информация отсутствует, но в окончательном формате, когда данные будут приведены к стандарту, она обязательно будет восстановлена и уточнена.

Таковы основные методы проведенных нами проверок, контроля и корректировок данных, которые были включены в первую базовую версию единого банка.

 

В. М. Кириллов: Считаю, что, пока многие из нас работают в собственных программах и не перешли на унифицированную, стоит использовать опыт технического центра и применять описанные способы проверки и правки записей в своих базах данных.

 

Сводные справки на репрессированных

Последний в этом разделе вопрос, который также очень важен, — перспективный результат нашей работы, объединенная справка на репрессированного, сводная информация о нескольких репрессиях, пережитых одним человеком. Задача создания механизма автоматического слияния анкет из разных баз данных стоит перед техническим центром на следующем этапе работы по проекту, на сегодняшний день она еще не реализована. Однако мы сочли нужным представить вам несколько образцов таких сводных справок, хотя составлены они вручную. Первый пример — результат объединения данных в рамках одного координационного центра.

 

Уральский региональный центр проекта «Возвращенные имена»

Пермское историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал»

Муниципальный архив социально-правовых документов Нижнего Тагила

 

ФИО: 

ПАШКОВ Аркадий Борисович 1, 2

Пол:

мужской

Дата рождения: 

1908 год 1, 2

Место рождения: 

г. Москва 1, 2

Соц. происхождение: 

из служащих  1

Национальность: 

русский  1, 2

Образование: 

высшее  1

Место работы: 

завод № 761, Молотовская обл. 1, 2

Должность: 

главный инженер 1, 2

Партийность: 

беспартийный  1, 2

Место жительства: 

г. Березняки, Молотовская обл., РСФСР 1, 2

РЕПРЕССИИ

1

Категория:

подследственный

Дата ареста: 

20 августа 1942 года 1, 2

Кем арестован: 

Березниковский ГО НКВД 1, 2

Дата решения по делу: 

19 марта 1943 года 1, 2

Кем принято: 

Судебная коллегия по уголовным делам Молотовского облсуда 1, 2

Формулировка обвинения: 

вредительство 1

антисоветская агитация 2

Статьи УК: 

58-7 УК РСФСР 1

58-7, 58-11 УК РСФСР 2

Решение по делу: 

заключить в исправительно-трудовые лагеря сроком на 15 лет 1, 2

Дополнит. меры наказания: 

поражение в правах сроком на 3 года 2

2

Категория:

заключенный

Место отбытия наказания: 

Тагиллаг (Свердловская обл.) 2

Когда прибыл: 

10 марта 1954 года 2

Откуда прибыл: 

из Минлага (Коми АССР) 2

Дата освобождения: 

5 января 1955 года 1

Дата убытия: 

7 января 1955 года 2

Основание убытия: 

освобождение по определению Верховного Суда РСФСР 2

Куда убыл: 

г. Москва 2

Дата смерти: 

нет данных 1, 2

Обстоятельства смерти: 

нет данных 1, 2

РЕАБИЛИТАЦИЯ

Дата реабилитации: 

11 декабря 1954 года 1

Кем реабилитирован: 

Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР 1

Юридическое основание: 

отсутствие состава преступления 1

ИСТОЧНИКИ

1

Тип документа:

Архивно-следственное дело

Номер дела:

6279

Наименование фонда:

641/1 «Архивные уголовные дела на лиц, снятых с  оперативного учета в ИЦ УВД Пермского облисполкома»

Наименование архива:

Государственный общественно-политический архив Пермской области

2

Тип документа:

Учетная карточка заключенного

Номер личного дела:

69488

Номер и наимен. фонда:

«Тагиллаг — Тагилстрой»

Наименование архива:

Муниципальный архив социально-правовых документов Нижнего Тагила

Дата составл. карточки:

10 марта 1954 года

Место составл. карточки:

Тагиллаг

 

Два следующих примера представляют итоговый этап работы — объединение информации, поступившей в технический центр проекта из разных регионов (Украина — Северо-Запад России, Центр России — Сибирь). В результате импорта локальных баз данных в первую базовую версию банка «Возвращенные имена» появилась возможность проследить судьбы этих людей. Представляю предварительные макеты сводной стандартной справки.

 

Одесский академический центр Международной академии наук и искусств

Воркутинская историко-просветительская, благотворительная и правозащитная организация «Мемориал»

 

ФИО: 

КУРТЫШ Наум Моисеевич 1, 2

 

КУРТЫШ Наум Мойсеевич (вариант написания) 1

Пол:

мужской

Дата рождения: 

27 мая 1897 года 1

 

1897 год 2

Место рождения: 

г. Одесса, Украинская ССР 1, 2

Соц. происхождение: 

из рабочих 1, 2

Национальность: 

еврей  1, 2

Образование: 

начальное  1, 2

Специальность: 

резчик жести 2

Место работы: 

Союззаготснаб в г. Одессе (1937 г.) 1

 

«Одессатопливо», лесозаготовительная контора в г. Тростянец (1949 г.) 1

Должность: 

исполнитель металло-сектора (1937 г.) 1

 

кладовщик (1949 г.) 1

Партийность: 

бывший член ВКП(б) 1, 2

Место жительства: 

г. Одесса, ул. Франца Меринга, 62, кв. 39 (1937 г.) 1

 

с. Александровка, Тростянецкий р-н, Винницкая обл., Украинская ССР (1949 г.) 1

Примечания:

Исключен из ВКП(б) в 1936 году за «участие в троцкистской оппозиции» (в 1927 году один раз присутствовал на партсобрании, где была принята троцкистская резолюция, отмененная на следующий день) 1

РЕПРЕССИИ

1

Категория:

подследственный

Дата ареста: 

24 апреля 1937 года 1

Кем арестован: 

УНКВД по Одесской области 1

Дата решения по делу: 

5 февраля 1938 года 1, 2

Кем принято: 

Особое совещание при Наркоме внутренних дел СССР 1, 2

Формулировка обвинения: 

участник контрреволюционной троцкистской организации (в 1927 году) 1

Статьи УК: 

54-10 часть 1 УК УССР 1

 

КРТД (контрреволюционная троцкистская деятельность) 2

Решение по делу: 

заключить в исправительно-трудовые лагеря сроком на 5 лет 1, 2

Дополнит. меры наказания: 

нет 1, 2

2

Категория:

заключенный

Дата прибытия: 

11 июня 1938 года 2

Откуда прибыл: 

из Печлага НКВД СССР 2

Место отбытия наказания 

Воркутстрой — Воркутлаг НКВД СССР (Коми АССР) 1, 2

Дата освобождения: 

5 октября 1944 года 1

 

8 октября 1944 года 2

Дата убытия: 

21 сентября 1946 года 1

 

нет данных 2

Основание убытия: 

освобождение 1, 2

Куда убыл: 

г. Одесса 1

 

нет данных 2

Примечания:

Срок заключения истек в апреле 1942 года. Освобожден не был. После официального освобождения в октябре 1944 года оставлен при комбинате «Воркутуголь» НКВД на работу по вольному найму без права выезда до окончания войны. Убыл в сентябре 1946 года. В Одессе, как бывшему заключенному, в прописке отказано  1

3

Категория:

подследственный

Дата ареста: 

27 мая 1949 года 1

Кем арестован: 

УМГБ Винницкой области 1

Дата решения по делу: 

27 августа 1949 года 1

Кем принято: 

Особое совещание при Министре госбезопасности СССР 1

Формулировка обвинения:

участник контрреволюционной троцкистской организации (в 1927 году) 1

Статьи УК: 

54-10 часть 1, 54-11 УК УССР 1

Решение по делу: 

сослать на поселение в Новосибирскую область (без указания срока) 1

Дополнит. меры наказания: 

нет 1

4

Категория:

ссыльнопоселенец

Место отбытия наказания: 

с. Тихоновка, Усть-Тарский р-н, Новосибирская обл., РСФСР 1

Дата прибытия на спецпоселение: 

29 декабря 1949 года 1

Дата освобождения: 

июль 1954 года 1

Основание освобождения

Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии» от 27 марта 1953 года 1

Куда убыл: 

г. Одесса 1

Дата смерти

нет данных

Обстоятельства смерти:

нет данных

РЕАБИЛИТАЦИЯ

Дата реабилитации: 

29 апреля 1956 года 1

Кем реабилитирован: 

Президиум Одесского областного суда 1

Юридическое основание:

Дело прекратить за отсутствием состава преступления, Указы Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года и 19 августа 1955 года 1

Примечание:

Реабилитация общая, по всем видам репрессий

ИСТОЧНИКИ

1

Тип документа:

Архивно-следственное дело

Номер дела:

8819-п

Наименование фонда:

Фонд прекращенных дел

Наименование архива:

Архив УСБУ в Одесской области

2

Тип документа:

Учетная карточка заключенного

Номер личного дела:

13362

Наименование фонда:

«Воркутлаг НКВД СССР»

Наименование архива:

Архив УИН Министерства юстиции РФ по Республике Коми, г. Воркута

Дата составл. карточки:

16 июня 1940 года

Место составл. карточки:

Воркутстрой — Воркутлаг НКВД СССР

 

 

Смоленский государственный педагогический университет

Красноярское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»

 

ФИО: 

ГЛАЗКОВ Василий Георгиевич 1, 2

Пол: 

мужской

Год рождения: 

1922 год 1

 

1921 год 2

Место рождения: 

г. Дорогобуж, Смоленская обл., РСФСР  1, 2

Соц. происхождение: 

из служащих 2

Национальность: 

русский 1, 2

Образование: 

среднее 2

Специальность: 

нет данных  2

Место работы: 

Ташкентская авиашкола стрелков  1

Должность: 

курсант 1

Партийность: 

беспартийный 1, 2

Место жительства: 

г. Ташкент, Узбекская СССР 1

РЕПРЕССИИ

1

Категория:

подследственный

Дата ареста: 

24 ноября 1941 года  1, 2

Кем арестован: 

Особый отдел НКВД Среднеазиатского военного округа 1, 2

Дата решения по делу: 

25 апреля 1942 года 1, 2

Кем принято: 

Особое совещание при Наркоме внутренних дел СССР  2

Формулировка обвинения: 

нет данных 1

Статьи УК: 

58-10 УК РСФСР  1

 

АСА (антисоветская агитация) 2

Решение по делу: 

заключить в исправительно-трудовые лагеря сроком на 10 лет 1, 2

Дополнит. меры наказания: 

нет 1, 2

2

Категория:

заключенный

Дата прибытия: 

7 июля 1942 2

Откуда прибыл: 

нет данных 2

Место отбытия наказания: 

Норильлаг (Красноярский край) 2

Дата освобождения: 

16 марта 1951 года 2

Дата убытия: 

16 марта 1951 года 2

Основание убытия: 

освобождение по отбытии срока заключения с зачетами 2

Куда убыл: 

Дорогобужский р-н, Смоленская обл., РСФСР 2

Дата смерти: 

нет данных 1, 2

Обстоятельства смерти: 

нет данных 1, 2

РЕАБИЛИТАЦИЯ

Дата реабилитации: 

31 мая 1989 года 1

Кем реабилитирован: 

Прокуратура Смоленской области 1

Юридическое основание: 

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года 1

ИСТОЧНИКИ

1

Тип документа:

Архивно-следственное дело

Номер дела:

23450-с

Наименование фонда:

нет данных

Наименование архива:

Архив УФСБ по Смоленской области

2

Тип документа:

Учетная карточка заключенного

Номер личного дела:

51699

Наименование фонда:

«Норильский ИТЛ»

Наименование архива:

ИЦ ГУВД Красноярского края

Дата составл. карточки:

7 июля 1942

Место составл. карточки

Норильлаг

 

Повторю, что средств автоматического объединения записей из разных баз об одном репрессированном, технических возможностей составления таких справок еще нет — это вопрос будущего, итоговой стадии разработки единого банка. Это перспектива коллективной работы участников проекта, причем перспектива не декларированная, а обретающая вполне реальные формы. Но чтобы она действительно реализовалась, обращаюсь ко всем коллегам с просьбой активнее участвовать в апробации, опытной эксплуатации и обсуждении программ, разрабатываемых техническим центром. Ведь чем больше пожеланий и замечаний будет высказано на стадии разработки и доводки программы, тем лучше она будет сделана и тем легче нам самим будет с нею работать дальше. Поэтому все возникающие вопросы, идеи, пожелания направляйте в технический центр по адресам: valeriyh at maxsoft.ru; alex at maxsoft.ru.

Важной, базовой составляющей проекта является методическая работа. О том, что сделано в этом направлении, расскажет руководитель методической группы, научный сотрудник Научно-исследовательского и просветительского центра «Мемориал» Геннадий Валерьевич Кузовкин.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРУППА ПРОЕКТА

(г. Москва)

Г. В. Кузовкин: Мне проще выступать, потому что многое уже произнесено. Особенно хочется выделить доклад Валерия Ивановича Хвостенко, он буквально «с языка снял» многие темы, о которых планировал говорить и я.

Методическая группа отвечала за методическое обеспечение проекта и работала по двум направлениям: первое предполагало создание методических пособий по работе с источниками, второе — подготовку справочников и классификаторов, необходимых для полноценного функционирования единого банка данных. Это два самостоятельных направления, причем совершенно неизученных, не разработанных в отечественной исторической науке. Об этом свидетельствуют и результаты библиографического поиска, и отзывы коллег с профильной кафедры Историко-архивного института РГГУ.

Поэтому самой серьезной трудностью, камнем преткновения стала проблема авторских ресурсов. Печально, но факт: на некоторые направления работы не удавалось и не удалось найти авторов. Ответственные люди просто не брались за это, ссылаясь на занятость, сжатые сроки, либо мы получали тексты, которые, к сожалению, не соответствовали уровню проекта. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что досаждала авторская недисциплинированность, сроки срывались, а некоторые тексты так и не были подготовлены вовсе. Как мы пытаемся решить эту проблему в будущем, какие ищем подходы, расскажу в финальной части своего выступления.

Теперь о том, что конкретно сделано за прошедшие два года.

Методические пособия представляют собой разные типы текстов. Первоначально планировались методические рекомендации по описанию различных типов источников; такой текст по работе с архивно-следственными делами написала Л. Ковальчук (Одесса). Но по другим источникам это не получилось. Авторы, к которым мы обращались, предпочли жанр источниковедческого очерка. И хотя их выбор сыграл определяющую роль в изменении первоначального замысла, но полагаю, что это неплохо, так как источниковедческий очерк позволяет привлечь к разработкам проекта внимание более широкой аудитории.

Произошла еще одна корректировка предварительного плана. Предполагалось создание 9 очерков:

1. Общий обзор и классификация типов источников о жертвах политических репрессий с указанием их доступности и достоверности содержащейся в них информации.

2. Источники, связанные с уголовными репрессиями (архивно-следственные, судебные, надзорные дела; массовые источники — картотеки, арестные списки, протоколы заседаний внесудебных органов, акты о расстрелах etc.).

3. Источники, связанные с административными выселениями, депортациями, принудительными мобилизациями, спецпоселением (дела, картотеки, списки).

4. Источники, связанные с отбыванием срока заключения в лагерях и тюрьмах (дела заключенных, картотеки, списки).

5. Источники, связанные с проверочно-фильтрационными процедурами, которым подвергались военнопленные и лица, вернувшиеся с принудительных работ в Германии после второй мировой войны (фильтрационные дела, картотеки, списки).

6. Источники, связанные с лишением или ограничением гражданских прав.

7. Источники, связанные с преследованием членов семей репрессированных.

8. Источники, связанные с внесудебным психиатрическим преследованием.

9. Источники, связанные с судьбой иностранных военнопленных и интернированных.

Но в процессе работы стало очевидно, что 9 очерками ограничиться не удастся. Это произошло по объективным причинам. Авторам не всегда под силу, во-первых, в довольно сжатые сроки описать многоаспектные, имеющие особенности и собственную историю группы источников, во-вторых, сделать это так, как планировалось поначалу — за весь, насчитывающий порой десятилетия, исторический отрезок существования этих источников.

Тем не менее на сегодняшний день подготовлены очерки по большинству типов источников, в том числе и определенных как приоритетные на заседании рабочей группы в ноябре 2001 года.

Главный приоритет — источники, связанные с уголовными преследованиями. В методическом обеспечении работы с ними прогресс есть, и существенный. Подготовлены методические рекомендации, источниковедческий очерк, программное обеспечение, на подходе инструкция оператору. Так как некоторые организации не имеют доступа к самим архивно-следственным делам и используют лишь картотеки прекращенных дел, то нужен очерк об этом источнике. В этом нам помог архив Нижегородской области, но поступившие материалы были лаконичны. Поэтому в ГАРФе проведены дополнительные исследования и сейчас готовится очерк о картотеках прекращенных дел (работа Д. Зубарева, Москва).

Перечислю основные результаты наших источниковедческих разработок. Это очерки А. Ватлина (Москва) по архивно-следственным делам 1937–1938 годов и О. Эдельман (Москва) по надзорным делам прокуратуры СССР; А. Суслова (Пермь) и С. Красильникова (Новосибирск) по персонально ориентированным массовым источникам о спецпоселенцах; А. Гурьянова (Москва) о составлении банка данных заключенных и банка данных интернированных иностранных граждан; В. Кириллова и С. Разинкова (Нижний Тагил) по массовым источникам о трудмобилизованных; Л. Сорокиной и Е. Вертилецкой (Екатеринбург) по фильтрационно-проверочным делам; М. Саламатовой (Новосибирск) по массовым источникам о «лишенцах». Семь очерков вошли в сборник «Материалы к семинарам-тренингам», изданный в Нижнем Тагиле летом 2002 года, пять из них прошли научную и общую техническую редактуру в методической группе. К сожалению, тираж сборника был очень небольшим, поэтому сейчас он доступен лишь на CD, но Алексей Бабий обещал, что в скором будущем сборник появится и на сайте проекта.

Особую проблему представляют источники, связанные с содержанием в местах заключения, в местах лишения свободы. Это огромный массив информации, и работа с ним в Государственном архиве РФ ведется уже не один год. Только приказная документация этого ведомства насчитывает несколько тысяч распоряжений, директив, циркуляров, инструкций в год. Работа даже с описью занимает очень много времени. Кроме того, выяснилось, что некоторые акты, определявшие порядок учета, в том числе персонального, до сих пор не рассекречены. Видимо, нам придется составить перечни подобных актов и подать их в соответствующую комиссию с инициативным предложением рассекретить эти документы.

В принципе нет большой сложности описать учетную карточку заключенного, хотя формы ее менялись. Многие, кто работал с личным делом заключенного, могут описать и его. Но все-таки уровень ХХI века требует от нас более тщательной работы и изучения нормативных документов, потому что в них часто впрямую прописаны те положения, которые мы пытаемся моделировать. Поэтому хотелось бы, чтобы этот огромный массив документации был квалифицированно, на высоком уровне описан.

Еще об одной группе источников — о документации, связанной с проверочно-фильтрационными процедурами, могу сказать следующее. В распоряжении группы оказались два текста: первый, подготовленный в Екатеринбурге и опубликованный в сборнике, и второй — из Новосибирска. Мы передали их на рецензию и получили от авторитетного эксперта рекомендацию: попытаться объединить эти тексты и таким образом усилить их достоинства. Я пытался взяться за это сам, но вскоре понял, что объединять два текста человеку, который руками этот материал не знает, не стоит — итоговый продукт не улучшится.

Это одна из многих позиций, где я на личном примере убедился, что методическая группа ищет даже не автора, а редактора, и, к сожалению, пока не находит.

Теперь перейду к тем направлениям работы, которые не были отнесены к приоритетным. По ним тоже есть хорошие результаты. Написан и получил высокие оценки источниковедческий очерк о «лишенцах» (лишенных избирательных прав). Авторы — В. Дамье и К. Лиманов (Москва). Новый текст отличается от опубликованного в сборнике тем, что это — попытка учесть межрегиональный опыт. В нем описана законодательная база всех советских и советизированных республик, дан подробный историографический обзор.

Готовятся материалы по такой категории, которая, возможно, не займет в ближайшее время центральное место в работе по проекту, но этот вид репрессий — важный инструмент карательной политики советской власти. Я говорю о психиатрических преследованиях. Работа К. Лиманова над этим источниковедческим очерком выявила много лакун и ошибок, которые кочевали из книжки в книжку, в том числе нелепости в иностранной литературе, вызванные обратным переводом. Именно через обращение к источникам тема раскрывается в новом, очень интересном ключе. Надеюсь, это тоже будет одна из удач методической группы.

Сложная ситуация с источниками по иностранным военнопленным. Есть очерк, подготовленный достаточно известным и квалифицированным специалистом — А. Гурьяновым (Москва). Автор разрешил распространять его в рамках проекта в качестве «внутреннего» рабочего материала, но счел, что текст не доработан, поэтому в методический сборник он не вошел.

Особую группу текстов среди методических пособий должны составить инструкции оператору по занесению информации в базу данных. Работа над ними, к сожалению, была недостаточно скоординирована. Что-то делалось в техническом центре, что-то у нас, и давать свои плоды эта работа стала совсем недавно. Главная проблема заключается в том, что для написания таких инструкций необходимо, чтобы была завершена разработка программы ввода и существовал стабильный набор экранных форм. Такие формы имеются пока только по архивно-следственным делам и учетным карточкам трудармейцев, поэтому готовятся эти две инструкции оператору.

Еще один вид методической разработки, о котором вы здесь неоднократно слышали, — стандарты по разным категориям репрессированных. Работа над ними ведется не только в методической группе, но мы в ней активно участвуем.

Все вышеперечисленные материалы (методические рекомендации, источниковедческие очерки, инструкции оператору и стандарты) относятся к первому направлению работы — методическим пособиям. Вторым направлением работы методической группы является подготовка справочников и классификаторов для банка данных. Это также большая и сложная научно-исследовательская работа. Она уже давно ведется в НИПЦ «Мемориал» и была продолжена в рамках проекта «Возвращенные имена».

Готов и передан в технический центр справочник по национальностям.

Есть грандиозный справочник по административно-территориальному делению, он должен охватить период с 1917-го по 1991 годы. Любой, кто сталкивался с советским административным делением, понимает, как это непросто. Этот справочник продвинулся еще на несколько лет вспять (составление идет от наших дней к более давним временам), сейчас он приближается уже к середине 20-х годов.

Очень сложным и пока неосуществимым проектом оказался справочник, касающийся социального и профессионального статуса репрессированного, места работы, учебы и т. п. Обозначения, использовавшиеся в официальном делопроизводстве, довольно прихотливы, разбросаны по разным полям формуляров, исполнители нередко были малограмотными. Чтобы компенсировать информационные погрешности источников и был задуман такой справочник. Подготовлены его верхние уровни, но дальше выяснилось: необходима обработка такого значительного массива источников, что не нашлось человека, который бы за это взялся. Мы поняли, что это работа неподъемная. Хотя, возвращаясь к инструктивным материалам, должен сказать, что среди многочисленных форм учета в 30–40-е годы была форма учета специалистов. И в приложении к инструкции, регулировавшей этот учет, есть перечень, рубрикация специальностей, так называемые формы № 4 и № 8. Их можно было бы использовать. Возможно, на следующих этапах работы найдутся исследователи, которые помогут нам в этом.

Далее — справочники по периоду репрессий. Их также должно быть несколько.

Основная работа шла по разработке классификаторов для масштабного справочника, именуемого довольно громоздко: «Судебные, квазисудебные и административные органы, имеющие право выносить репрессивные и/или реабилитационные решения». Когда я рассказал эксперту, что мы хотим подготовить такой справочник с 1917-го по 1988 год, он посмотрел на меня очень скептически. Но все-таки, сошлюсь на выступление Валерия Ивановича, — казавшееся невозможным три года назад сейчас пусть фрагментарно, но обретает плоть и кровь. По некоторым ветвям советской судебной и квазисудебной системы появляются справочники, которых раньше просто не было.

Полностью окончен классификатор лагерных судов (составитель Д. Зубарев), выполненный исключительно на архивном материале: публикаций, позволяющих составить подобный классификатор, в открытой печати не выявлено. Следовательно, подготовленный методической группой классификатор впервые вводит в научный оборот систематизированные данные по этой ветви советской юстиции, существовавшей с 1945-го (формально с 1944-го) по 1954-й. Аналогично — справочник об органах ЧК, он также относится к несомненной удаче проекта. Это уникальная работа, которая впервые представляет публике в систематизированном виде информацию о местной сети органов ЧК (не только в России, но и в других советских или советизированных республиках). Собран корпус справочника территориальных (губернских и уездных) революционных трибуналов. Завершается работа над классификатором судебных органов на водном и железнодорожном транспорте. Сложную группу составляют квазисудебные органы (Коллегии ВЧК — ОГПУ, «тройки» различных типов, Особые совещания). Доступ к справочным материалам ограничен, они до сих пор хранятся в архивах ФСБ, поэтому здесь также возникает проблема секретности.

Удача, что НИПЦ «Мемориал» реализует большой проект «Статистика репрессий» и исследовательская группа работает с материалами архивов госбезопасности. Эти материалы позволяют реконструировать региональную сеть квазисудебных органов. Мы договорились, что участники этого исследовательского проекта помогут в составлении справочника, но выполнения этого обещания ждем уже довольно долго. Валерий Иванович очень точно это определил: стилистика работы общественной организации. Она предполагает меньшую иерархизированность. Например, отдать приказ по исследовательскому центру «Мемориал» всем переориентироваться на работу методической группы и сдать мне к 1 апреля все тексты я не могу.

Подготовлен справочник по лагерной системе, который представляет собой адаптированную для нужд проекта версию справочника, изданного НИПЦ «Мемориал» в 1998 году «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР». На сегодняшний день это наиболее авторитетное издание в данной области.

Продолжается работа над справочниками по реабилитационному блоку. Составлен классификатор норм, служивших (и служащих) юридическим основанием реабилитации как в Российской Федерации, так и в республиках бывшего СССР.

Таковы основные итоги работы. Теперь о перспективах.

Расскажу о том, как мы пытаемся найти решение проблемы авторских ресурсов. Методическая группа разработала проект подготовки регулярного научно-практического семинара. Пока его рабочее название «Архивные источники по истории репрессивной политики советского государства (1917–1987): проблемы и методы изучения». Проект поддержан фондом «Точка опоры». Объявление такого семинара, как мы надеемся, привлечет внимание к разработкам проекта «Возвращенные имена» научного сообщества, даст импульс к новым исследованиям молодым ученым.

Мы столкнулись с тем, что известный и востребованный специалист очень редко переключается на какое-то новое направление. Если его научные интересы совпадают с той или иной задачей проекта, то он готов предоставить замечательные, очень ценные материалы. Но если попросить его заняться какой-то другой группой источников, он говорит, что нет ни времени, ни сил. Поэтому мы нуждаемся в том, чтобы как можно больше узнать о специалистах, занимающихся разными группами источников по истории репрессий, чтобы они узнали о нас и чтобы научная молодежь подключилась к заинтересованному обсуждению, а может быть, и к реализации разработок по нашему проекту.

Столь же необходимо найти более эффективные формы взаимодействия с региональными исследователями и архивами. Создание возможности для проведения заинтересованного экспертного обсуждения методологической базы, алгоритмов, технологий исследований, завершенных и анонсированных в рамках проекта «Возвращенные имена», даст шанс повысить их научный уровень, ускорить их ввод в научный и общественный оборот.

Я привез анкету и базовые направления программы семинара и хочу их распространить сначала среди вас. Прошу откликнуться на эту инициативу методической группы. Это наша попытка найти новые формы взаимодействия с научной средой и с региональными специалистами, это действительно для нас очень важно. Обращаюсь ко всем, кто испытывает интерес к источниковедческой работе, может дать свои замечания, назвать кого-то из своих квалифицированных коллег, которые были бы полезны для наших исследований. Ваш опыт чрезвычайно ценен, потому что вы знаете материал собственноручно, и мне кажется, что с вашей помощью мы сможем двигаться дальше.

И последнее: о дальнейших перспективах проекта. И вновь сошлюсь на Валерия Ивановича. Это просто русское чудо, что технический центр проекта будет продолжать работу, несмотря на отсутствие перспективы финансирования. Это замечательно. Обнадеживает и то, что базовые цели и установки проекта созвучны уставным целям «Мемориала», поэтому работать в этом направлении мы будем. И постараемся, используя новые формы и новые методы, реализовать то, что заложено в концепции проекта «Возвращенные имена». Благодарю за внимание.

 

Л. В. Ковальчук: Спасибо Геннадий Валерьевич. Надеемся на дальнейшую работу методической группы в избранных вами направлениях: подготовка материалов для справочников по поисковым полям единого банка данных и написание источниковедческих очерков. Благодарим и за предложение принять участие в подготовке семинара по методам изучения архивных источников и пожелаем, чтобы он начал работать, был регулярным и результативным, а не ограничился лишь отчетом перед фондом «Точка опоры» о разработке общей концепции.

Первым серьезным результатом подготовки к семинару стали «Материалы к библиографическому указателю» по архивным источникам, включающие более 1000 наименований.

 

В завершение обзора того, что сделано по проекту «Возвращенные имена» за прошедшие три года, позвольте подробнее остановиться на одной из базовых составляющих нашей общей работы, о которой говорили многие коллеги. Это стандарты по категориям репрессированных, основанные на разных типах источников. Поскольку я занималась разработкой нескольких стандартов, макетировала типовые анкеты и готовила методические рекомендации, то попробую обобщить наш общий эмпирический опыт. Специальная обзорная источниковедческая работа по документной базе различных видов репрессий планировалась, но до сих пор не написана. О причинах судить не берусь, но этот пробел в итоговом материале по первому этапу проекта необходимо заполнить.

 

назад   |   содержание   |   вперед

Stalker TOP